Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Главная » Статьи » Мои статьи

Геройский полёт Беркутова

Геройский полёт Беркутова

               65 лет назад нашему земляку Александру Беркутову было присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда, в 1944-ом, он воевал в одной дивизии со знаменитым Александром Покрышкиным. К тому времени Беркутов сам считался асом и сбил уже 15 вражеских самолётов. А стать военным лётчиком он решил задолго до этого. Сама фамилия просто обязывала научиться летать…




                                                            Боевое

                                            крещение

                 Его отец Максим Беркутов жил в селе Ново-Мордово Спасского уезда на берегу Чертыка, работал котельщиком на судоремонтном заводе в Спасском Затоне. А 11 ноября 1911 года в рабочей семье произошло радостное событие – родился наследник, которого назвали Сашей. В Ново-Мордово он провёл своё детство. После революции и гражданской войны суда на заводе уже не строили, и в голодный 1921 год семья Беркутовых с 10-летним сыном уехала на заработки в Ярославль. Поселились в пригородном селе Карабиха, где располагалась усадьба-музей поэта Н.Некрасова. Отец устроился слесарем на Ярославский винокуренный завод, а мать, не выдержав жизненных тягот, вскоре умерла. Максим Беркутов отдал сына в детдом, но через год Александр вернулся к отцу, который к тому времени женился во второй раз.

                 Позже Александр Беркутов так вспоминал о тех годах: «В Карабихе, в школе имени Некрасова, я закончил восьмилетку. Потом работал чернорабочим, секретарём сельсовета, аппаратчиком на спиртзаводе, а в 1931 году добровольцем ушёл в Красную Армию». В Ярославле он стал курсантом школы младших командиров 18-го артиллерийского полка, а после её окончания был направлен в 52-й стрелковый полк командиром орудия. В 1932-ом вступил в партию большевиков.

                 Но Беркутова страстно манило небо, и в 1933 году по спецнабору он поступил в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.  После двух лет учёбы служил сначала в Белоруссии, а потом на Брянщине. В 1939 году японская армия напала на Монгольскую Народную Республику, и Советский Союз послал на помощь монголам дивизию под командованием Георгия Жукова. В августе в боях против японцев на реке Халхин-Гол получил боевое крещение и лётчик-истребитель Александр Беркутов. Япония в результате была разгромлена, а наш земляк вернулся в свою часть с первой наградой – орденом Красного Знамени.

                 В декабре 1939-го командира звена Беркутова отправили на новую войну – с Финляндией.  В боевую задачу истребителей входили атаки на воинские эшелоны, аэродромы, финские огневые позиции и доты, а также перехват самолётов противника. Здесь Александр Максимович получил хорошую боевую закалку, и уже в мае 1940 года он командовал эскадрильей и получил должность штурмана авиационного полка.                                                                 

                 В июне 1941-го, когда Германия напала на Советский Союз, Беркутов просился на фронт. Но у командования были другие планы относительно опытного лётчика - его направили в тыл, в авиационную школу обучать курсантов практике боевых полётов. И только в августе 1942 года, после многочисленных рапортов, Беркутов добился отправки на свою третью войну. Фашисты к тому времени  уже прорвались к Кавказу, и здесь шли ожесточённые бои. Лётчики 84-го истребительного авиаполка Северо-Кавказского фронта, куда прибыл капитан Беркутов, вели воздушные бои с самолётами фашистов, уничтожали с воздуха их боевые колонны на горных дорогах и переправах. О том, как проходили конкретные сражения, Александр Максимович не раз рассказывал после войны журналистам…

                                                Битва

                                             за Кавказ

                  Однажды во главе семёрки «Чаек» (так наши лётчики называли истребитель И-153) командир эскадрильи Беркутов пересёк линию фронта. Тут же из-за облаков вынырнула большая группа вражеских самолётов Ме-109. Чувствуя перевес, немцы вели себя дерзко и нагло. Сразу четыре «Мессера» атаковали головной истребитель командира, рассчитывая сбить ведущего. Уходя от огня, Беркутов сам атаковал их, поливая пулемётными очередями. Один из «Мессеров» пошёл в лобовую атаку, и командир её принял. Казалось, столкновение неизбежно, но в последний момент немец не выдержал и резко ушёл в пике. Беркутов успел дать ему вслед длинную очередь, «Мессер» со шлейфом огня и дыма понёсся к земле и вскоре взорвался. Ещё три вражеских самолёта сбили его бойцы, а остальные Ме-109 предпочли скрыться.

                    В тот же день вечером метким огнём Александра Беркутова был сбит ещё один немецкий самолёт. Два трофея в один день! А в начале сентября 1942 года бои развернулись в районе реки Терек. Почти ежедневно эскадрилья Беркутова штурмовала вражеские переправы, порой приходилось за день проводить по восемь боевых вылетов…

                    В конце сентября западнее станицы Вознесенской воздушная разведка обнаружила большое скопление немецких танков, движущихся к Грозному. В долину между Терским и Сунженским хребтами по нескольку раз в день вылетала эскадрилья Беркутова. Сам командир только за 29 сентября уничтожил два и подбил ещё 14 танков, а за десять дней боёв под Моздоком сбил пять вражеских самолётов. Командованием Северо-Кавказского фронта за успешные боевые действия капитан Беркутов был награждён орденом Красного Знамени и получил звание майора. В приказе Военсовета 9-й армии в те дни отмечалось: «За 4 вылета группа Беркутова уничтожила 9 танков, 18 автомашин, 4 зенитки, более 100 солдат и офицеров противника».

                    В начале октября самолёт Александра Беркутова был подбит в неравном бою. Истекая кровью, лётчик всё же ушёл от преследования и сумел приземлиться на нашей территории. Несколько месяцев пролежал Александр Максимович в госпитале, и в строй вернулся только весной 1943 года…

                                                          Над Таманью

                                                и Крымом

                    Направили Беркутова штурманом в 101-й гвардейский истребительный авиаполк 329-ой авиадивизии 4-ой воздушной армии 4-го Украинского фронта.

                    17 марта пятёрка истребителей И-16 взлетела с аэродрома близ станицы Днепровской на разведку в район станиц Петровская и Чернберковская. Руководил звеном штурман полка Беркутов. Над Таманью им встретились 14 «Мессеров», которые тремя группами пошли в атаку. Беркутов направил самолёт  к переднему Ме-109 и сразу же сбил его, а вскоре задымил и начал падать ещё один «Мессер». Но и один из наших «ишачков» рухнул на землю, атакованный сверху четвёркой вражеских самолётов. Через полчаса боя горючее и боеприпасы были на исходе. «Мессеры» подожгли ещё один наш истребитель. Но и Беркутов, вновь поймав в прицеле немецкий самолёт, отправил его в последнее пике. На аэродром вернулись вдвоём, два лётчика погибли, а немцы потеряли в том бою четыре Ме-109…

                     К тому времени уже наступил перелом в войне, и фашисты откатывались с Северного Кавказа и Кубани. Пришла пора освобождать Крым. Александр Беркутов освоил новый истребитель ЛаГГ-3. К концу 1943 года он совершил уже 67 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв. Его авиаполк тогда помогал наземным частям бить немцев на Керченском полуострове. 

                     Однажды нужно было прикрывать наши бомбардировщики. Разбомбив немецкие коммуникации в районе Керчи, они повернули на свой аэродром, но были атакованы вражескими истребителями. Бой против шести «Мессеров» принял Александр Беркутов. Он сразу атаковал головной Ме-109 и сбил его. На Беркутова набросились ещё два самолёта. Умело маневрируя, он пошёл в контратаку и сбил ещё одного «Мессера». Бомбардировщики тем временем успешно вернулись на аэродром…   

                     В конце января 1944 года на рассвете майор Беркутов вёл четвёрку истребителей над Керченским проливом. К переправе в это время шла группа из 10 немецких бомбардировщиков под прикрытием 16 «Мессеров». Силы были не равны, но Беркутов дал приказ атаковать. Не ожидавшие такой дерзости немцы явно растерялись, и это сразу стоило им одного самолёта. После этого Ме-109 разошлись на виражах в разные стороны и устремились на наши машины. Завязался бой, в котором  четвёрка самолётов Беркутова умело прикрывали друг друга. В результате фашисты потеряли 4 «Мессера», а наши вернулись в часть без потерь.

                                                                  Звезда

                                                  Героя

                      В номере за 26 февраля газета «Красная Звезда» сообщала: «Лётчик Беркутов за 15 дней боёв сбил 11 вражеских самолётов». Эти 15 дней «собрали» за все полтора года его боевых действий.  А 2 августа 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные при освобождении Северного Кавказа и Крыма, заместителю командира 101-го истребительного авиаполка гвардии майору А.М.Беркутову было присвоено звание Героя Советского Союза. И вручён орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» №4050. К этому времени в послужном списке лётчика значилось уже 332 боевых вылета, 68 воздушных боёв и 15 сбитых самолётов.

                       В январе 1945-го Александра Беркутова назначили командиром 57-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиаполка. В составе 2-го Белорусского фронта полк принимал участие во многих крупных боевых операциях в небе над Польшей  - под Варшавой и Гданьском, и Германией, где штурмовал Берлин и был награждён орденом Красного Знамени. Участник тех боёв А.Иванов в своих мемуарах вспоминает, что командир полка Беркутов сам водил свои подразделения в атаку. А в честь праздника 8 Марта он распорядился устроить для служащих в полку женщин торжественный обед с подарками. Войну подполковник Беркутов закончил на Одере, под Штеттином, на аэродроме Клютцов. Летал он тогда на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра». Итог его вклада в победу над фашизмом - 345 успешных боевых вылетов и 75 воздушных боёв, в которых сбито 16 вражеских самолётов лично и 5 – в группе с товарищами. Копилку наград пополнили ордена Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1 и 2 степеней, а также четыре медали.

                      В отставку Александр Беркутов вышел в 1946 году, а в феврале 1947-го поселился в городе Сочи Краснодарского края, где работал заведующим производством на горпромкомбинате и начальником автошколы. Четырежды Александр Максимович избирался депутатом Сочинского горсовета. Жена Мария Ивановна, бывшая ярославская ткачиха, и сын Альберт были с ним рядом все эти годы.  Умер гвардии подполковник в отставке А.М.Беркутов 26 января 1962 года в возрасте 50 лет, сказались фронтовые раны. Похоронили героя на сочинском городском кладбище.

                      Долгое время его имя носила пионерская дружина Карабихской восьмилетней школы им. Н.Некрасова в Ярославской области. Родное село Александра Максимовича Ново-Мордово в Куйбышевском районе было затоплено в 1950-х годах при строительстве Волжской ГЭС. Не сохранилось свидетельств, бывал ли он на своей малой родине с тех пор, как мальчишкой покинул эти места. Но  имя героя всё же вернулось на родину - бюст Александра Беркутова установлен на главной площади города Болгара.

 

                                                                            Николай МАРЯНИН,

                                                                                                   краевед.



Источник: http://Газета "Новая жизнь", май 2009 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: triozera16-56 (05.02.2010) | Автор: Николай Марянин
Просмотров: 681 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: