Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Главная » Статьи » Мои статьи

Крест Сидоршиных

     Крест Сидоршиных

             В 1920-30-х годах большевики массово выселяли в Сибирь неугодных советской власти «врагов народа» - священников, зажиточных крестьян, неблагонадёжную интеллигенцию. Постигла эта участь и многочисленное семейство Сидоршиных из села Болгары. Осталась на родине, пожалуй, лишь моя бабушка Мария Ивановна, да и то потому, что к тому времени вышла замуж, сменила фамилию и переехала в Комаровку. Основателем фамилии в 19 веке был казённый крестьянин Фёдор Романов, ставший Сидоршиным после реформы 1861 года. Из его сыновей известны  Лука, Дмитрий и Иван…

                                                               Лука

                                                           Фёдорович

                 Лука был старшим в семье, родился в 1835 году, и сведений о нём сохранилось мало. Его дети - Илларион, Алексей и Георгий. Илларион Лукич был крёстным отцом моей бабушки Марии Ивановны Сидоршиной, хотя и приходился ей двоюродным братом (он был старше её более чем на 20 лет). Его сын Александр Илларионович работал маляром на заводе «Красный котельщик» в посёлке Спасский Затон. В январе 1935 года он был обвинён по статье 58-10 («высказывал солидарность убийцам Кирова, дискредитировал мероприятия руководства партии, правительства») и приговорён к трём годам лишения свободы. Реабилитировали Александра Сидоршина 3 июля 1992 года.

                 Алексей Лукич был в Болгарах крепким хозяином, занимался хлебопашеством. Во времена борьбы большевиков с кулачеством его репрессировали. В обвинении, выдвинутом Спасской «райтройкой», было написано всего одно слово – «кулак». Приговор вынесли 30 апреля 1930 года Алексею Лукичу, его жене Варваре Леонтьевне и шестерым их сыновьям. Семья была выслана в один из сибирских регионов, и дальнейшая её судьба пока не известна. По данным МВД Республики Татарстан, Алексея Сидоршина реабилитировали 28 октября 1993 года.

                  Семья Георгия Лукича тоже жила зажиточно. Глава семейства имел своё дело - мельницу и торговую лавку, за что и поплатился при советской власти. Имущество было изъято, но, что необычно для тех времён, после смерти Георгия Лукича его жена получила от государства некоторую сумму денег за кирпич, на который были разобраны два принадлежащих им дома. Уехали они в Астрахань с семьёй сына Ефрема Георгиевича.

                  А у Дмитрия Фёдоровича сын Ефим родился в Болгарах в 1884 году. Был он священником в селе Антоновка. В мае 1931 года Ефима Дмитриевича Сидоршина обвинили по статьям 58-10 и 58-11 («организатор кулацкой группировки, срыв мероприятий советской власти»). В сентябре «тройка» ГПУ ТАССР приговорила его к 10 годам концлагерей, и дальнейшая судьба священника неизвестна. По данным Книги памяти Республики Татарстан, Ефим Сидоршин был рабилитирован 9 октября 1989 года.

                                                         Иван

                                                        Фёдорович

                  Родился Иван в 1852 году, а в 1871-ом обвенчался в Успенской церкви с 18-летней Марией Григорьевной Перебаловой. Родилось у Сидоршиных шестеро детей – Ксенофонт, Аркадий, Владимир, Григорий, Мария и Павел. Семья жила рядом с церковью в двухэтажном каменном доме с высоким порогом. Вниз к речке Мелёнке по горе расстилался большой сад. Иван Фёдорович занимался коммерций, и к нему съезжались торговцы со всех краёв. Сам он ездил в Казань и Нижний Новгород, привозил в Болгары разные товары. Владелицей мануфактурной лавки была жена Мария Григорьевна, в 1902 году оборот её торгового предприятия составлял 2 тысячи рублей.          

                 Вся семья была очень набожной. Часто приезжали сюда священники и останавливались в доме у Ивана Фёдоровича, так как у Сидоршиных был церковный приход в Успенской церкви. Но после революции начались гонения и на церковь, и на частную торговлю. Хозяин дома выражался по этому поводу резко: «Волчье мясо!» Умер Иван Фёдорович в разгар коллективизации. Все его сыновья к тому времени были уже высланы из села.                                                               

                                                             Ксенофонт

                                                         Иванович

                   На его долю выпал тяжёлый крест. Родился Ксенофонт в 1884 году, получил среднее образование и был священником в Успенской церкви села Болгары. Жену звали Александра Григорьевна. Дома братьев Сидоршиных стояли на высоком берегу протекавшей под горой речки Мелёнки (сейчас на этом месте – пустырь и сохранившиеся от домов ямы). В начале 1920-х годов большевики объявили войну церкви. Ленин в секретном письме в Политбюро ЦК писал тогда: «…Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». В разгар этой чудовищной акции Ксенофонт Иванович был выслан с семьёй на Дальний Восток, в село Духовское (за озером Ханка, в 30 километрах от китайской границы).

                  Позже, уже в 1930-х годах, Ксенофонта Ивановича перевели в Томскую область. Жил он в деревне Крыловка Парабельского района, был разнорабочим. Там и попал снова под жернова сталинских репрессий. Ксенофонта Сидоршина арестовали 13 декабря 1937 года, обвинив в «участии в контрреволюционной кадетско-монархической и эсеровской организации». Приговор вынесли уже 29 декабря,  а 8 января расстреляли по решению местной «тройки». Реабилитировали его в июне 1958 года. Но родственники на родине ничего об этом не узнали. После трагической гибели мужа Александра Григорьевна уехала в посёлок Кривошеино Томской области. По-разному сложилась судьба у их сыновей – Аркадия и Дмитрия.  

                                                     Аркадий

                                                Ксенофонтович

                  Родился в Болгарах в 1908 году, а в начале 1920-х вместе с отцом оказался в селе Духовском Дальневосточного края. Здесь Аркадий Ксенофонтович женился на Вере Васильевне Саволей. Они уехали в Новосибирск, а затем  перебрались в алтайский город Славгород, в «хлебный край», где Аркадий устроился в местной организации главным бухгалтером. В семье родились сыновья Геннадий и Анатолий. Дочь Лидия умерла в младенческом возрасте. Перед войной Аркадия взяли в армию и отправили  в военные лагеря в Литву. Успел прислать жене всего одно письмо: «Вера, здесь такая грязь, что навряд ли мы выберемся с этой грязи». Вскоре после этого гитлеровские самолёты начали бомбить Прибалтику. Воевал Аркадий Ксенофонтович в 211 сапёрном батальоне. Его товарищ, отступавший с ним вместе, рассказывал потом: «Упала бомба, я очутился в госпитале, а Аркадия уже больше не видел».   

                Вере Васильевне в Славгород сообщили, что её муж, сержант Сидоршин, погиб в Литве. В действительности же он попал в плен к гитлеровцам 9 июля 1941 года в районе станции Долгиново Минской области. В архивах мне удалось найти карту военнопленного Аркадия Сидоршина: лагерный номер №8381, содержался в Шталаге-1Б в Восточной Пруссии, умер в плену 2 октября 1941 года. Его имя увековечено на плитах воинского мемориала в посёлке Краснополье Калининградской области.

                                                  Дмитрий

                                             Ксенофонтович

                Он родился в 1922 году в селе Духовском, куда были высланы его родители. Вместе с ними перебрался в Томскую область, а после расстрела отца уехал с матерью в Кривошеино, в 200 километрах ниже по Оби. Отсюда в 1943 году ушёл на фронт. Пропал без вести в 1945-ом. Только недавно удалось выяснить, что Дмитрий Ксенофонтович всё же остался жив. Служил офицером в Москве и Германии, в Калужской области и Краснодарском крае, на Камчатке, Сахалине и, наконец, в Белоруссии, в городе Полоцке. Женился на Маргарите Матвеевне Машиной, в семье родились двое сыновей – Виталий и Алексей.

                  Дмитрий Ксенофонтович часто вспоминал  о селе Духовском, рассказывал о природе этого края, о том, как они пережили голод 1930-х. Умер он в 2007 году в возрасте 85 лет, похоронен в Полоцке. А без вести на войне действительно пропали несколько Сидоршиных, среди них – Николай Александрович и Иван Алексеевич.


                                                            Мария

                                                         Ивановна

                  Бабушка моя родилась в 1890 году, в юности торговала в семейном магазине Сидоршиных, расположенном в подвале их каменного дома в Болгарах. Здесь её и приметил Иван Дмитриевич Елисов из деревни Комаровка, заехавший что-то купить. Мария Ивановна потом вспоминала: «Какие женихи у меня были – на тройках с бубенцами приезжали, всем отказала». Когда сосватались – поехали в Комаровку, а там у жениха избушка-двуглазка. Все её зажиточные родственники так и ахнули. Построили молодым большой дом. Бракосочетание состоялось в 1909 году в Успенской церкви. В семье родились шестеро детей – Анна, Александр, Валентина, Николай, Прасковья и Галина. В Комаровке до колхозов Мария Ивановна работала на своих полях, а в колхозе – на всех работах, что подвернётся. В июне 1953 года семья переехала в Три Озера, куда перевезли и дом, а в 1954-ом Мария Ивановна умерла.

                  До последнего дня ничего не знала она о своих родных братьях Сидоршиных, всё надеялась, что кто-то объявится. Ведь вместе с Ксенофонтом в Сибирь был сослан Аркадий Иванович, который тоже был священником в Успенской церкви. А следом за ним – и Владимир Иванович, работавший учителем. Говорили, что после ссылки он вернулся, но не домой, а в город Горький. Младший брат Павел Иванович ещё в молодости уехал в Астрахань, и больше о нём ничего не слышали. Только Григорий Иванович остался верен родным краям, жил в районном Куйбышеве и умер перед самым его затоплением.

                  Всю жизнь молилась за Сидоршиных, ставила за них свечки в церкви и моя мама Прасковья Ивановна Марянина, дочь Марии Ивановны. Но она тоже не дожила до того дня, когда мне удалось всё же разыскать более 30 потомков большого рода Сидоршиных. Они живут сегодня на Украине и в Белоруссии, на Алтае и в Самаре, в Омске, Астрахани и Анапе. И только по скупым семейным преданиям знают, что их предки родом из-под Казани, из старинного села Болгары. Кто-то из них уже собирается приехать на историческую родину, чтобы с благодарностью поклониться этой земле.

                                                                                                                 Николай МАРЯНИН,

краевед.

На фото: Дмитрий Ксенофонтович и Маргарита Матвеевна Сидоршины, 1945 г.



Источник: http://Газета "Новая жизнь", 29 октября 2010 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: triozera16-56 (29.10.2010)
Просмотров: 1236 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 2
2 сергей Донской  
0
Читаю и не нахожу для себя ответа.Моя бабушка Сидоршина Елена Алексеевна в девичестве,1916г.р. Ее мама-Анна Григорьевна Сидоршина,1892г.р. По воспоминаниям бабушки жили в богатом доме в Новобулгарах.Братья отца были священники, все уехали за границу,а они с отцом отправились в Астрахань. По дороге отец умирает . Они всю жизнь прожили в Астрахани . Хотя после войны прабабушка посещала своих брата и сестер Артюхиных в Новоболгорах.Но что-то в фамильном древе я их следов не нахожу.

1 Лариса Мельникова  
0
Очень интересно, по видимому речь идет и о моих предках тоже. Моего прадеда по линии мамы звали Иван Илларионович Сидоршин. Он тоже был из Болгар, родился в 1888 году.

Имя *:
Email *:
Код *: