Украли сказочника
В 19 веке в Симбирской губернии родился человек, которого называют теперь первым сказочником России. Имя его – Аврамий Кузьмич Новопольцев. Родное его село Ясашное Помряскино и сегодня располагается в Ульяновской области, недалеко от Старой Майны. Но во всех энциклопедических изданиях и книгах, рассказывающих о Новопольцеве, он до сих пор именуется самарским сказочником. К удовлетворению самих самарцев и с нашего молчаливого согласия. Получается, что Новопольцева у симбирян украли, а восстановить историческую справедливость никто и не пытается – ни местные учёные, ни литераторы, ни чиновники…
Энциклопедии врут
Череду неточностей и ошибок в биографии знаменитого русского сказочника можно проследить по энциклопедическим изданиям, из которых информация разошлась по стране и копируется до сих пор.
Первую ошибку сделали составители 2-го издания Большой советской энциклопедии. В 1954 году вышел 30-й том БСЭ со статьёй о Новопольцеве, где он назван уроженцем Самарской губернии. Там же неправильно указаны были годы его жизни -(1820-1885), а также исковеркано название родного села – «Яксашное Помряськино». На самом деле Новопольцев родился в 1830 году в селе Ясашное Помряскино Ставропольского уезда Симбирской губернии. И только с 1 января 1851 года, когда Аврамию было 20 лет, Ставропольский уезд был передан во вновь образованную губернию - Самарскую. Но в 20 веке Ясашное Помряскино вновь стало симбирским, когда в 1928 году был образован Ульяновский округ, а затем в 1943-м – Ульяновская область. И к моменту выхода энциклопедии в 1954-ом составители просто обязаны были дать достоверную информацию о месте рождения Новопольцева.
Однако, в 26 томе 3-го издания БСЭ, который был выпущен в 1976 году, вновь с уверенностью написали: «Наиболее известным сказочником в России 19 века был самарский сказочник Абрам Новопольцев». Неверные годы жизни Новопольцева перекочевали в «Большой энциклопедический словарь», который с 1979 года до сих пор почти ежегодно переиздаётся в России. Хотя уже 20 лет назад краевед А.Авдонин обнаружил церковную книгу, в которой зафиксирована дата смерти сказочника – 25 августа 1886 года. Отпели его иерей Яков Каменский и псаломщик Василий Невский в Покровской церкви села Ясашное Помряскино, а в книге запись сделали: «Села Помряскина крестьянин-собственник Аврамий Кузьмин Новопольцев, лета умершего – 56. Отчего умер – от горячки». Отсюда наиболее вероятна и дата рождения – 1830 год.
Наконец, в изданном несколько лет назад литературном томе «Большой энциклопедии русского народа» вновь перепечатали информацию из энциклопедии 1954 года: «Новопольцев Абрам Кузьмич (1820-1885), сказочник. Родился в с. Яксашное Помряськино Ставропольского у. Самарской губ.». Если не вмешаться в работу этого печатного конвейера, враньё о нашем выдающемся земляке будет множиться и дальше.
Как рождаются сказки
Как же вышло, что стал уроженец Симбирской губернии Аврамий Новопольцев первым сказочником России?
Фамилию свою получил он от прозвища отца Кузьмы и деда Ивана. Жили они в симбирском Заволжье, на околице села Ясашное Помряскино, в местности с названием Новое Поле. Потому и было у них уличное прозвище - Новополец. И когда после крестьянской реформы стало обязательным иметь фамилию, Аврамия записали в документах Новопольцевым.
Имя в те времена давали строго по церковным святцам. Но святых с именем Аврамий в них – около десятка, и с кем из них совпал день ангела Новопольцева – пока не известно. Можно только предположить, что это был с древности почитаемый в Заволжье святой мученик Аврамий Болгарский, день которого выпадает на 1 апреля. Булгар по происхождению, он принял христианство и за отказ отречься от веры в 1229 году был убит в столице Волжской Булгарии. В 1989 году здесь, в городе Болгар, в 60 километрах от села Ясашное Помряскино, именем Аврамия Болгарского был освящён престол вновь возведённого храма…
А сказочника Аврамия односельчане при жизни называли по-простецки – Абрам. Жили Новопольцевы бедно. Аврамий каждое лето подряжался по деревням и сёлам стадо пасти, и четверых своих детей сызмальства приучал к этому. Пастушил и в соседней Новиковке, и в дальних сёлах – Ерыклинске и Никольском-на Черемшане. Зимой занимался отхожими промыслами, чаще всего дрова пилил да колол по заказам домохозяев. Детина он был здоровенный – и росту высокого, и в плечах широк. На жалейке мог сыграть. Любил выпить, побалагурить, словцо острое сказать. А более всего прославился Аврамий тем, что умел красочно рассказывать всякие небылицы.
Лились из него сказки складно да ровно – заслушаешься. Потому и приглашали Аврамия то на свадьбу, то на другую какую пирушку, чтобы гостей потешить. Память у него была изумительная, воображение богатое. Рассказывал он мастерски и детские сказки про животных и волшебников, и остроумные бытовые сказания, и назидательные легенды, и весёлые анекдоты. Сядет поудобней и давай языком чесать – выразительно да с жестами. Родственники про него так говорили: «Мы стадо пасём, а дед Абрам в кабаке бочки караулит да сказки сказывает».
Не раз приходилось ему свой талант демонстрировать и в соседнем селе Новиковка, в усадьбе помещика Лазарева. Здесь его и приметил симбирский поэт Дмитрий Садовников, который в 1871 году женился на дочери помещика и часто сюда наведывался. Он записал от Новопольцева 72 опуса, вошедших затем в книгу «Сказки и предания Самарского края». Она была издана в Санкт-Петербурге в 1884 году, через год после скоропостижной смерти Садовникова. Автор собирался в предисловии к книге рассказать о жизни самого сказочника, да не успел, а рукопись та до сих пор не найдена.
Сам Дмитрий Садовников родился в Симбирске. И в книге своей 78 из 183 сюжетов записал он именно в Симбирске, от его жителей. А 72 сказки рассказал ему Новопольцев в усадьбе тестя в Новиковке, которая в то время относилась к Самарской губернии. Поэтому, видимо, Садовников и ввёл в название книги объединённое понятие «Самарский край», и это создало у последующих исследователей впечатление, что все опубликованные сказки и предания записаны от самарцев.
Несколько десятилетий о книге Садовникова и сказочнике Новопольцеве не вспоминали. Лишь в 20-е годы прошлого века в нескольких изданиях появились исследования новопольцевских сказок. А в 1927-ом статья о Новопольцеве была опубликована даже в чешском журнале «Славия». В 1932 году известный фольклорист М.Азадовский издал книгу «Русская сказка», в которой, наконец, воздал ему должное: «Новопольцеву принадлежит одно из первых мест в галерее мастеров русской сказки, по количеству же и разнообразию записанных от него текстов, по богатству своего репертуара он занимает, бесспорно, первое место». Новопольцев в книге был назван самарским сказочником, и через несколько лет в Ясашное Помряскино приехала научная экспедиция из Куйбышева – собирала сведения о нём, встречалась с родственниками. В 1937-ом статья В.Сидельникова «Устное творчество Куйбышевского края» с подробностями биографии Новопольцева вышла в Москве в сборнике «Волжский фольклор».
Куйбышевские учёные всерьёз занимались творчеством земляка даже после 1943 года, когда всё симбирское Заволжье вновь вернулось в состав теперь уже Ульяновской области. В 1946-ом, к примеру, аспирант Куйбышевского пединститута В.Мигирин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Синтаксис сказок Абрама Новопольцева, записанных Садовниковым». А в 1952 году в Куйбышеве издали книгу «Сказки Абрама Новопольцева». В предисловии к ней известная исследовательница фольклора Э.Померанцева провела тщательный профессиональный разбор всего наследия Аврамия Новопольцева, назвав его опять же самарским крестьянином. Не было, как и в предыдущих исследованиях самарцев, только одного – упоминания, что родился Новопольцев в Симбирской губернии и что сейчас его родное село находится в Ульяновской области. Потому и появились в последующем искажённые сведения в энциклопедиях со ссылкой как раз на упомянутые выше издания.
Верните на место!
Самарцев понять можно. Уж так получилось, что в этом крае не родились пока люди с мировыми именами. Такие, как Карамзин, Гончаров или Ленин в Симбирске. Выдающийся уроженец Самарской губернии Алексей Толстой тоже не в счёт: его родину город Пугачёв вернули в Саратовскую область. Местным краеведам и историкам ничего не остаётся, как исследовать знаменитых людей бывших самарских территорий. И это надо только приветствовать! Лишь бы проводились эти исследования корректно, без искажения исторических фактов.
В то же время, на фоне фольклорной активности самарцев, ульяновские краеведы, историки и филологи пребывают по отношению к Новопольцеву в глубокой спячке. В книге «Край Ильича», выпущенной в 1985 году, родиной Абрама Новопольцева вообще назвали село Дмитриево-Помряскино. Эту же утку перепечатали затем в книге «Край Симбирский», а в 2000 году – и в «Ульяновской-Симбирской энциклопедии». Вот и весь наш «вклад» в исследование жизни первого сказочника России. А в итоге даже в Старомайнском районе, на родине Новопольцева, до сих пор не поделят сказочника. В опубликованном недавно в Интернете социальном паспорте муниципального образования «Прибрежненское сельское поселение», в которое входит село Дмитриево-Помряскино, упорно утверждается, что именно здесь Садовников и записывал сказки от Новопольцева.
В 1990 году я опубликовал большую статью о Новопольцеве в газете «Волжские новости». В то время в обширных планах районного управления культуры имя сказочника вообще не значилось. Ещё живые потомки Новопольцева, с которыми я встречался в Ульяновске и Ясашном Помряскино, рассказывали тогда, как на месте старого кладбища, где был похоронен сказочник, в советские времена поставили коровник, и при его строительстве из-под бульдозера кости да черепа вылетали. Писал и о многочисленных ошибках в энциклопедиях и книгах… Целая вечность прошла – ничего не меняется.
Выражаясь современным языком, нужна мощная пиар-акция по возвращению из исторического небытия Аврамия Новопольцева как первого сказочника России. Чтобы его имя и наследие ассоциировались у россиян с Симбирским-Ульяновским краем. Имя это должно быть известно каждому русскому человеку. Начало, наконец-то, положено местными энтузиастами. Сельский краеведческий центр «Красноречье», созданный в Новиковке, уже пять лет проводит фольклорный фестиваль имени Аврамия Новопольцева, на который съезжаются певцы, музыканты и поэты со всей округи. В местном школьном музее много чего собрано из наследия сказочника и публикаций о нём. У краеведческого центра имеется свой сайт в Интернете. Активными организаторами «Красноречья» выступили опять же учёные из Самарской области, за что им благодарность великая. Ну, а мы-то, симбиряне, хоть на что-нибудь способны?
В 2010 году исполнится 180 лет со дня рождения Новопольцева. Почему бы не начать подготовку к юбилею уже сегодня, в Год русского языка? Главное - необходимо поставить памятник сказочнику на его родине в селе Ясашное Помряскино. Думаю, что найдутся местные меценаты, которые не пожалеют для этого средств. Имена благотворителей тоже можно высечь на памятнике. И скульпторы, не сомневаюсь, с удовольствием примут участие в конкурсе на создание памятника Русской Сказке. Кроме того, мы должны переиздать книгу Садовникова у нас, в Ульяновске, с комментариями наших филологов и исследователей жизни Новопольцева. Почему наши дети воспитываются на сказках Андерсена, Перро, братьев Гримм? Да потому, что родители не могут подарить им сказки Новопольцева! Их просто нет в ульяновских магазинах!
Не удивлюсь, если окажусь единственным человеком в Ульяновской области, который полностью прочитал «Сказки и предания Самарского края» Дмитрия Садовникова. Книга объёмом в 450 страниц не переиздавалась целиком почти 120 лет. И только в 2003 году это наконец-то сделало одно из издательств Санкт-Петербурга. Небольшим тиражом – всего 500 экземпляров. Во вступительной статье доктора филологических наук Е.Костюхина обстоятельно рассказано о Садовникове и Новопольцеве, но снова создаётся впечатление, что оба они - самарцы. В издательстве на сегодня осталось небольшое количество этих книг, и мне удалось договориться, что их оставят для земляков сказочника. Цена – 350 рублей, включая пересылку. Желающих воспитывать детей на родных отечественных сказках прошу звонить мне по телефону 8-927-81-55-161. Готов выслушать и предложения от симбирских меценатов, которые изъявят желание вложить средства в создание памятника Новопольцеву или издание книги его сказок в Ульяновске. Тем самым вы внесёте и свои имена в «сказочную» историю России…
А к издателям обращаюсь с убедительной просьбой внести изменения в биографию Новопольцева при последующих выпусках энциклопедий и фольклорных сборников. Украли сказочника – верните на место!
Николай МАРЯНИН, краевед.
Источник: http://"Народная газета", октябрь 2007 г. |