Спасские пароходы
В 19 веке на судостроительном
заводе в Спасском Затоне строились лучшие в России речные пароходы.
Принадлежал он обществу «Кавказ и Меркурий», руководство которого стремилось к
лидерству в производстве и эксплуатации пассажирских судов. Для Спасского уезда
завод, выражаясь современным языком, являлся бюджетообразующим предприятием. И
хотя пароходы общества «Кавказ и Меркурий» строились ещё на Коломенском и Сормовском
заводах, самые популярные образцы пассажирских судов сходили со стапелей именно в Спасском Затоне. Здесь было принято
давать пароходам имена царствующих особ и великих полководцев...
«Император
Александр II»
Первые пароходы в Спасском Затоне построило
предприятие «Русалка», поглощённое впоследствии обществом «Кавказ и Меркурий».
Это были буксирные суда
«Браун», «Лоцман» и «Молодец». В 1856 году здесь сооружены корпуса пароходов
«Адашев» и «Сильвестр».
А в
1870-ом на Волге появилось первое, ещё неизвестное в
России двухпалубное судно американского типа – пароход «Император Александр
II». Первоначально руководство общества «Кавказ и Меркурий» обратилось к
находившемуся в Англии нашему земляку, агенту Морского министерства России
контр-адмиралу И.Ф.Лихачёву с просьбой договориться о постройке этого судна в
Глазго. Одновременно для ознакомления с такими пароходами в Северную Америку из
Спасского Затона был командирован главный инженер
судостроительного завода А.А.Йенсен. Вскоре он разработал проект постройки
парохода для перевозки 1000 пассажиров и 160 тонн
груза. Кроме того, судно имело перед конкурентами значительное преимущество в
скорости.
Пароход в итоге был построен
не англичанами. Корпус и машина для него были изготовлены на заводе «Коккериль»
в Бельгии, а сборка выполнена в Спасском Затоне,
куда судно доставили по частям осенью 1869 года. Длина парохода составила 82,3 метра, ширина – 9,1 метра. Особое
внимание было уделено созданию удобств для пассажиров. Стены кают и салонов
украшали красное дерево, лак, бронза, плюш, ковры и зеркала. В специальных
салонах установили рояль и оборудовали библиотеку. Впервые здесь была
использована сохранившаяся до наших дней система классов. Благодаря прекрасному
устройству, удобным помещениям и скоростным качествам, «Император Александр II»
составил целую эпоху в волжском пароходном деле. Работал он на пассажирской
линии Нижний Новгород – Астрахань, в каждом рейсе причаливая к пристани родного
Спасского Затона.
Однако малая грузовместимость
такого парохода делала его эксплуатацию невыгодной при снижении пассажиропотока
весной и осенью. Поэтому в конце 1870-х годов «Кавказ и Меркурий» построил
четыре пассажирских судна грузоподъёмностью до 600 тонн - «Александр Невский»,
«Дмитрий Донской», «Пётр Великий» и «Екатерина II». Они оказались экономически
более эффективными.
В 1876 году был сдан в эксплуатацию пароход
«Константин Кауфман». А в 1880-ом в Спасском затоне спустили на воду товаро-пассажирский пароход «Иоанн Грозный».
Длина его составила более 25
метров, ширина – около 11 метров,
грузоподъёмность – 650 тонн. И скорость
он развивал до 20
километров в час. Позже, после поездки на нём великого князя Владимира Александровича, пароход получил новое название «Великий князь Владимир». Но в планах судостроителей уже значилось
создание речного гиганта, равных которому в России ещё не было.
«Фельдмаршал
Суворов»
Самый большой пассажирский пароход на Волге -
«Фельдмаршал Суворов» - построили в Спасском затоне в 1882 году. Был он
двухпалубным, более 87
метров в длину, 25 в ширину и 4,3 метра в высоту.
Пароход мог одновременно взять на борт 1138 пассажиров. Четыре паровых котла
делали его к тому же самым мощным речным судном того времени. Огромные гребные
колёса приводила в движение паровая машина «Compound» мощностью 1500
индикаторных сил (её заказали в Англии на заводе «Эльдер и К») – это в два-три
раза сильнее, чем на буксирах. Котлы же и весь корпус парохода были построены
на заводе в Спасском Затоне. Узкий корпус и небольшая осадка позволяли
«Фельдмаршалу Суворову» развивать небывалую доселе скорость. Судовладельцы во избежание поломок даже
запрещали капитану парохода пользоваться
полным ходом.
Но у правила всегда были
исключения. В 1892 году казанскому губернатору срочно понадобилось в Нижний
Новгород, и он потребовал от капитана выжать из парохода максимальную скорость.
По свидетельству очевидцев, кочегары с трудом успевали подбрасывать топливо.
Дымовые трубы так раскалились, что деревянный пол вокруг них пришлось поливать
водой. Вместе с дымом из труб летели снопы искр. Пароход весь дрожал, а волны
от него доходили до берега, захлёстывая баржи и буксирные суда, выбрасывая на
берег лодки. До Нижнего на предельной скорости доплыли за одни сутки.
А капитан «Фельдмаршала
Суворова» Густав Тегерстедт установил рекорд скорости на маршруте Астрахань –
Нижний Новгород: расстояние в 2040 вёрст он проплыл за 5 суток и 5 часов, когда
как другим пароходам на это требовалось шесть с половиной суток. В тот же год
капитана наградили золотой медалью, он прославился на всю Волгу и затем 27 лет
водил по реке этот уникальный пароход. «Быстрый ход, роскошное убранство,
необыкновенный простор всех помещений, наконец, устроенное на нём электрическое
освещение, - на первом из волжских пароходов, - сразу завоевали признание публики»,
- так писали газеты о «Фельдмаршале Суворове» в начале 20 века. На нём плавали
именитые пассажиры, к примеру, знаменитый путешественник Н.Пржевальский.
Хоть пароход и был самым
быстрым и комфортабельным на Волге, он всё же приносил владельцам убытки - цены
на топливо постоянно росли. Но с рейсов «Фельдмаршала Суворова» не снимали. Он был как бы
рекламным брэндом общества «Кавказ и Меркурий». За пароходом закрепилась слава
самого сильного гонщика Волги: нередко он обгонял другие суда перед крупной
пристанью и забирал у конкурентов пассажиров прямо из-под носа.
Почти тридцать лет ему не было равных на Волге. В 1914 году, с началом
первой мировой войны, постаревший пароход
был передан для армейских перевозок. Через два года его перевели на транспортировку товаров. А в 1918-ом
«Фельдмаршал Суворов» участвовал в боевых действиях Гражданской войны. Когда в
конце мая к Самаре подходили
белогвардейские отряды, местным большевикам поступил приказ удержать мост через
Волгу. Для этой цели был выбран самый быстрый пароход, на палубу по сходням
закатили полевые орудия, а красноармейцев с винтовками и пулемётами разместили
в отделанных красным деревом каютах. Но «Суворов» выполнить задание не успел –
на мост уже заехал белогвардейский
бронепоезд, огнём с которого пароход вынудили повернуть назад.
В начале июня большевики
спешно погрузили на него 57 миллионов рублей золотом и 30 миллионов кредитными
знаками и с отрядом особого назначения отправили в Казань. Туда же были
эвакуированы ценности из Петрограда, Москвы, Тамбова и Симбирска – более
половины золотого запаса страны. В
отчёте Самарского губревкома отмечено, что уже 8 июня «Фельдмаршал Суворов»
вернулся из Казани в Симбирск, по требованию большевиков был переименован в
«Карла Маркса» и около месяца являлся «местопребыванием» ревкома. Затем, по
некоторым сведениям, пароход использовался белогвардейцами при наступлении на
Казань.
В 1919 году судно
вошло в состав Волжской военной флотилии и получило новое название - «Владимир
Соловьёв». После войны пароход долго стоял на приколе, а затем был
переоборудован под плавучий лабаз для перевозки бакалейных и мануфактурных
товаров. Работало судно на Волге до 1926 года, после чего его разобрали на
металлолом.
Лучшие
в России
Дальнейшая хронология судостроения в Спасском Затоне
выглядит так. В зиму 1884-1885 г.г. пароходы «Петр Великий», «Александр
Невский» и
«Дмитрий Донской» были перестроены, а к навигации
1886-го появился новый товаро-пассажирский пароход «Владимир
Мономах»,
берущий на борт до 640 тонн
груза. В 1889 году спущен
на воду пароход американского типа «Святослав», а к навигации 1890-го был заново переделан пароход «Екатерина II»,
появившийся на Волге под наименованием «Олег
Вещий».
В те же годы вступил в линию «Николай Новосельский» и возобновлённые пароходы с новыми машинами «Compound» - «Цесаревна Мария» и
«Цесаревич Николай».
В 1896 году в Спасском
Затоне построили речной пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», который
заменил на скорой пассажирской линии судно «Н.Новосельский», переведённое в
буксиры. Новый пароход мог перевозить около 200 тонн груза. Это
было большое пассажирское судно, предназначенное для работы на низовом плёсе
Волги. Длина его составляла около 81 метра, ширина – более 9 метров. А к навигации 1897 года на воду был спущен
товаро-пассажирский пароход «Великая княгиня
Ксения». Это
позволило обществу «Кавказ и Меркурий» установить ежедневное отправление судов
по Волге между Нижним Новгородом и Астраханью. Пассажирские помещения в них располагались не
только в трюмах, но и в постройках над палубой.
Кроме перечисленных судов, на заводе в устье
Бездны с 1876 по 1913 г.г.
были построены пароходы «Император
Николай I»,
«Граф Строганов», «Ермак», «Константин», «Императрица Мария Фёдоровна». Ещё
более 70 судов прошли здесь капитальный ремонт.
Все эти пароходы в Спасском Затоне строили наши земляки, имена многих из
них остались в истории. В первые годы, ещё в пароходном обществе «Русалка»,
известность получил мастер Иван Захаров. В 1863 году в заводском рабочем кружке
состоял будущий известный революционер Семён Волков. В 1880-х здесь славился
механик-самоучка Н.Шилов, именно он добился рекордной скорости парохода
«Фельдмаршал Суворов». В предреволюционные годы заводом руководил талантливый инженер
Август Декенз. А трое бывших рабочих предприятия в годы Великой Отечественной
войны стали Героями Советского Союза – Степан Спирьков, Михаил Чирков и
Александр Беркутов. Благодаря стараниям этих и тысяч других судостроителей,
завод в Спасском Затоне в течение нескольких десятилетий держал марку одного из
лучших пароходных предприятий России.
Николай МАРЯНИН, краевед.
НА ФОТО: самый большой
пароход на Волге «Фельдмаршал Суворов», построенный в Спасском Затоне; так выглядела
палуба речного гиганта 19 века.
Источник: http://Газета "Новая жизнь", 3 декабря 2008 г. |