Призраки
Гончаровской беседки
Местность в Винновской роще, где установлена Гончаровская беседка, издавна была овеяна ореолом таинственности. Предания и легенды о загадочных сборищах, блуждающих привидениях и зарытых здесь сокровищах передавались из уст в уста и не давали покоя нашим предкам. Сегодня некоторые ретивые чиновники и предприниматели то и дело пытаются вырубить эту заповедную часть Винновской рощи. Осторожно, господа: не разбудите призраков...
Масонские тайны
Провинциальный Симбирск имел давние масонские традиции. По всей России тайные организации «вольных каменщиков» начали открываться в самом конце 18 – начале 19 века, в то время как в Симбирске масонская ложа “Златой Венец” была создана ещё в 1784 году. Основал её И.П.Тургенев, управляющим мастером был симбирский вице-губернатор А.Ф.Голубцов, а в числе рядовых членов значился молодой Н.М.Карамзин. Для тайных сборов местных масонов в имении Киндяковых в Винновке был построен храм во имя святого Иоанна Крестителя. Здесь не звучали литургии, а члены братства исповедовали свою религию, замешанную на заумной философии и текущей политике.
Храм по проекту симбирского архитектора И.П.Тоскани построил на свои средства владелец Винновки Василий Афанасьевич Киндяков. Потому и получил он в просторечии название “Киндяковская беседка”. Располагалась она на возвышенной продолговатой площадке в южной части Винновской рощи. Выглядел храм довольно странно и мрачно: фундаментальное каменное сооружение высотой до 16 метров, круглое в плане, с куполом и четырьмя портиками, на которых изображены были масонские символы - урна с вытекающей водой, череп с костями, залитая волнами ладья и сломанный якорь. Над куполом располагался восьмигранный фонарь с восемью квадратными окнами. Храм венчала фигура ангела в виде покровителя ордена вольных каменщиков Иоанна Крестителя с вызолоченным крестом. Его день праздновался в самый солнечный период года - 24 июня, с непременным чтением од, сочинённых поэтами-масонами, и гимнов солнцу - одному из главных масонских символов.
Суть тайных воззрений и помыслов симбирских масонов можно попытаться понять из нескольких фраз письма «Златого Венца» к своим московским братьям: «...Усерднейше принося благодарность и подавая вам руки союза, удостоверяем вас, что мы с восстановлением новаго храма добродетели, емко возможно зачинаем стараться о снискании просвещения и блаженства, прилежа о чтении книги природы и священнаго Писания, стараемся разбирать все наши дела при блистающей звезде разума, возженной Великим Строителем мира во святая святых души нашея, дабы возлиял на нас свет истины да принесет желанию нашему совершенное удовольствие... Возлюбленные почтенные и единоутробные братия! Нам вся природа о вас вещает, что без дружбы вашей, жизнь наша есть нам неутешна...»
В 1822 году указом императора в России были закрыты все масонские ложи, и симбирский храм без ремонта и реставрации постепенно пришел в упадок. Уже в 1860-х годах «Киндяковская беседка» имела полуразрушенный вид. Этому в значительной степени способствовали кладоискатели: по Симбирску долгое время гуляла легенда о том, что под беседкой зарыты несметные сокровища масонов, а их призраки до сих пор обитают под её сводами. Будоражили воображение симбирских обывателей и другие предания, связанные с загадочным храмом.
Киндяковское привидение
В архиве ульяновского краеведа Никиты Сергиевского хранится выписка из книги священника Григория Дьяченко «Из области таинственного», выпущенной в Москве в 1900 году, о появлении призрака в доме Киндяковых. История эта была перепечатана священником из журнала «Ребус» за 1886 год. А слышал её автор заметки ещё за тридцать с лишним лет до того лично от помещика Льва Васильевича Киндякова, бывшего тогда столетним стариком…
Киндяковская роща, находившаяся в то время в трёх верстах от Симбирска по Саратовскому тракту, служила лучшим местом отдыха горожан. И в роще этой привлекала внимание «крайне попорченная непогодами и годами каменная массивная беседка в виде довольно большого (вроде языческого) храма с колоннами и с каменными урнами на четырёх столбах вокруг круглого купола». О беседке в Симбирске ходило множество легенд, а кладоискатели то и дело подрывались под фундамент и портили каменный пол в надежде найти там спрятанные сокровища. По словам Льва Васильевича, беседка была сооружена ещё в 18 веке над прахом знатной родственницы семейства Киндяковых лютеранского вероисповедания.
И вот однажды летом 1835 года в доме Льва Васильевича собрались гости с желанием поиграть в карты. Засиделись допоздна, а в первом часу ночи в комнате вдруг появился лакей и доложил хозяину, что из сада через террасу в дом вошла какая-то старая дама и требует доложить о себе, намереваясь сообщить о важном деле. Киндяков вышел в прихожую и действительно увидел бледную старушку высокого роста, одетую в старомодный костюм.
- Кто вы, и что вам угодно в такое позднее время? – спросил Лев Васильевич.
- Я Эмилия, родственница твоя, схороненная в саду под беседкой. Сегодня в одиннадцать часов двое грабителей сняли с меня золотой крест и золотое обручальное кольцо и потревожили прах мой, - ответила старушка. При этом она быстро вышла в открытую дверь террасы и скрылась в саду.
Никогда ничего не боявшийся, Киндяков счёл эту встречу за продукт расстроенного карточной игрой воображения, умылся холодной водой и вернулся к гостям. Однако в 10 часов утра к нему явился караульщик сада и сообщил, что в беседке выломан пол, а из полусгнившего гроба на землю выброшен какой-то скелет. Лев Васильевич тут же отправился в сад и увидел следы мародёрства собственными глазами. Он вызвал лакея и удостоверился, что тот видел ночью ту же самую старушку и к тому же повторил слово в слово сказанные ею слова.
Киндяков немедленно обратился к полицмейстеру Орловскому, и уже вскоре были задержаны двое мещан, заложивших золотые крест и кольцо в одном из кабаков Симбирска. Грабители признались, что надеялись откопать под беседкой клад, но наткнулись на гроб и сняли с извлечённого оттуда скелета золотые изделия…
Историю эту, кроме автора заметки в журнале, слышали от Льва Васильевича симбирский помещик Нейков, доктор Евланов и многие другие. Причём, все уверяли, что Киндяков был в высшей степени правдивым человеком, не верил ни во что сверхъестественное и до самой смерти не жаловался на здоровье.
Блуждающий самоубийца
В 1849 году по приглашению Льва Васильевича Киндякова в его поместье в Винновке гостил Иван Александрович Гончаров. Позже он описал эти места в романе “Обрыв”: “С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой - широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города... Сад обширный около обоих домов, содержавшийся в порядке, с темными аллеями, беседкой и скамьями”. Видимо, слышал здесь писатель предания и легенды, хранящиеся в памяти местных жителей. Одну ужасную историю Гончаров поведал в своём романе...
Жил в Симбирске портной. Был он женат и очень ревновал свою красавицу-супругу. Да и она, видимо, давала к этому повод. Однажды портной, выследив жену, застал её с любовником как раз под тем обрывом, среди кустов на дне оврага, где стояла уютная беседка. В приступе ярости он бросился к своему сопернику и ударил его ножом. Жена билась у его ног, умоляя о прощении. Но взбешённый ревнивец наносил ей рану за раной, а затем, над обоими трупами, перерезал горло и себе. Самоубийцу похоронили здесь же, на месте преступления. А среди жителей города и окружающих сёл распространились слухи, что “самоубийца, весь в белом, блуждает по лесу, взбирается иногда на обрыв, смотрит на жилые места и исчезает”.
Из суеверного страха ту часть сада, которая шла с обрыва по горе, с тех пор забросили. Все предпочитали обойти это проклятое место стороной и спускались с горы к Волге по другим скатам и обрывам. Плетень, отделявший сад от леса, вскоре упал и исчез. А деревья и кусты смешались и переплелись между собой, образовав “глухое, дикое место, в котором пряталась заброшенная, полуразвалавшаяся беседка”.
Героиня романа “Обрыв” Вера тайно встречалась с Марком именно в этой полусгнившей беседке: “Крыльцо отделилось от неё, ступени рассохлись, пол в ней осел, и некоторые доски провалились, а другие шевелились под ногами. Оставался только покривившийся набок стол, да две скамьи, когда-то зелёные, и уцелела ещё крыша, заросшая мхом”.
А на самом обрыве, между рощей и проезжей дорогой, в романе Ивана Гончарова стоит уединённая часовня – тоже почереневшая и полуразвалившаяся. На том же примерно месте, где находился известный масонский храм, который писатель наверняка видел во время посещения Винновки. В часовне этой Гончаров описывает образ Спасителя в бронзовой оправе: “Икона почернела от времени, краски местами облупились; едва можно было рассмотреть черты Христа: только веки были полуоткрыты, и из-под них задумчиво глядели глаза на молящегося, да видны были сложенные в благословение персты”. Сюда заходили иногда обитатели округи, чтобы в уединении замаливать свои грехи.
Не будите призраков!
В 1912 году, к столетию со дня рождения И.А.Гончарова, в Винновке решили восстановить знаменитую беседку из романа “Обрыв”. Её проект выполнил симбирский архитектор Август Шодэ по заказу тогдашней хозяйки поместья Екатерины Перси-Френч - внучки Льва Киндякова. Гончаровская беседка с тех пор стала одним из символов Симбирска. Построена она была в виде ротонды, под куполом которой установили четырёхгранный обелиск с мемориальной доской и бронзовым барельефом Ивана Гончарова. Поставили беседку на спускавшемся к волжской пойме крутом обрыве. Но злой рок продолжал преследовать её: овраг с каждым годом разрастался и через 50 лет подошёл вплотную к памятнику, грозя обрушением.
Городские власти в 1967 году были вынуждены соорудить беседку из монолитного железобетона выше по волжскому косогору - как раз на том месте, где стояла усадьба Киндяковых и масонский храм, который окончательно разрушился и был утрачен в 1930-е годы. Из старой беседки сюда перенесли мемориальную доску с барельефом писателя. Но в 1992-ом (в год 180-летия Гончарова) в Винновской роще объявились новые призраки – охотники за цветметом, и барельеф писателя с мемориальной доской разбили в попытке завладеть куском металла. Последнее благоустройство Гончаровская беседка испытала в 2006 году: её покрасили, деревянный пол и ступеньки заменили на мраморные, вокруг памятника высадили газон и заасфальтировали дорожки. Сюда теперь приходят не только в гончаровские дни. Становится традицией посещение беседки свадебными кортежами.
Но у Винновской рощи появилась ещё одна беда. На заповедное место положили глаз новые хозяева жизни. Несколько лет назад здесь уже вырубили полтора десятка реликтовых дубов под теннисные корты. А недавно принято решение отдать под вырубку и последующую застройку ещё семь гектаров рощи, где хотят разместить гостиницу и спортивные объекты. Для этого земля просто выведена из состава особо охраняемой природной территории. Деревья будут вырублены, и городская цивлизация вплотную подступит к Гончаровской беседке. Экологи протестуют, но кто услышит их голос? Разве что призраки вновь восстанут, разбуженные звоном пил и рёвом тракторов.
Николай МАРЯНИН.
НА СНИМКАХ: Развалины масонского храма в Винновской роще с открытки конца 19 века; сегодняшний вид Гончаровской беседки.
Источник: http://"Народная газета", декабрь 2007 г. |