Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Главная » Статьи » Мои статьи

Мифы просвещения

Мифы просвещения

               Недавно со страниц одной из газет к властям региона обратились чувашские академики, краеведы, бывшие преподаватели и выпускники педагогического училища им. Яковлева. Они просят не торопиться с возвращением названия Симбирск. «Многие жители города считают, - говорится в обращении, - что имя Ульяновск надо сохранить не только потому, что это родина В. И. Ленина. Ведь его отец, Илья Николаевич Ульянов, - выдающийся просветитель. Он сыграл в этой истории свою роль. Неужели такая известная семья не достойна оставить след в российской истории?»

                Про Александра Ульянова из этой же семьи авторы послания умолчали –  террористы в наше время не в почёте. А вот ссылаться на Илью Николаевича стало уже привычным. Хотя если заглянуть в составленный накануне революции «Словарь деятелей Симбирской губернии, чем-либо выделившихся из общего уровня повседневной жизни», И.Ульянова мы там не найдём. Между тем, словарь содержит 390 персоналий, среди которых около 50 представителей народного образования. И среди них есть двое коллег Ульянова, которые, на мой взгляд, сыграли в развитии просвещения Симбирской губернии даже более выдающуюся роль. Это Иван Васильевич Вишневский, который был директором Симбирских народных училищ до Ульянова, и Иван Владимирович Ишерский, занявший этот пост сразу после Ильи Николаевича. Но их фамилии, к сожалению, многие годы были преданы забвению, а часть заслуг приписана И.Ульянову. И вообще в советское время об Илье Николаевиче было создано немало мифов, которые  

живут до сих пор.

                  Миф №1: Илья Николаевич Ульянов был первым руководителем народного образования Симбирской губернии. Это неправда. Ещё в феврале 1860 года директором училищ Симбирской губернии был назначен Иван Вишневский. В 1864-ом правительство утвердило «Положение о начальных народных училищах», реализация которого в Симбирской губернии легла на плечи Вишневского, ставшего с этих пор директором народных училищ. Он проработал в этой должности 14 лет, в течение пяти из которых в его подчинении трудился инспектор Ульянов. В 1874 году И.Вишневский по возрасту (ему было уже за 60) оставил пост директора народных училищ, а И.Ульянов был назначен на его место.

      Миф №2: в 1869 году, когда Ульянов приехал в Симбирск, в губернии насчитывалось 89 народных училищ. И снова неправда: по отчёту самого Ильи Николаевича за 1869 год, в губернии числилось 462 народных училища, такое наследство досталось ему от Ивана Вишневского (директор поручил Ульянову заниматься сельскими школами и городскими приходскими училищами). А 89 – это только число хорошо организованных школ. О существовании ещё 373 училищ - средне организованных и плохо организованных – предпочитали умалчивать. Цифра 89 до сих пор встречается и в статьях докторов наук, и даже в тестах по краеведению, разработанных Ульяновским педагогическим университетом им.И.Н.Ульянова.

       Миф №3: Илья Николаевич за 16 лет педагогической деятельности открыл в Симбирской  губернии сотни новых школ. На самом деле в 1879 году, через 10 лет работы, в отчёте Ильи Николаевича числится 425 училищ – на 37 меньше, чем было! А в 1885 году, по последнему отчёту Ульянова, училищ этих стало 434. То есть, за 16 лет работы Ильи Николаевича их количество в губернии сократилось на 28. Конечно, новые школы при Ульянове открывались, но закрывалось их при этом ещё больше.

        А вот при Иване Ишерском, сменившем И.Ульянова на посту директора народных училищ в 1886 году, количество школ действительно значительно выросло. К 1904 году их общее число составило 1099 – в 2,5 раза  больше! У Ишерского, в отличие от Ульянова, не было боязни, что церковно-приходские школы вытеснят и заменят народные училища, и он всячески способствовал их открытию. В 1884 году таких школ в губернии было всего 8, а к 1906 году выросло до более 500.  В заслугу И.Ульянову ставится создание за 11 лет директорства 7 образцовых сельских училищ губернии, которые открывались в собственных новых помещениях, оборудовались хорошей мебелью, лучшими учебниками и пособиями. А тот же И.Ишерский к 1904 году довёл количество образцовых училищ до 111, то есть в среднем открывал по 5-6 таких школ ежегодно.

     Миф №4: Симбирская губерния по грамотности населения в 1860-х годах занимала одно из последних мест, а Ульянов поставил народное образование в ней на одно из первых мест в России. Посмотрим статистику. В 1869 году в Симбирской губернии числилось 10564 учащихся с начальным образованием, в 1879-ом их стало 15561. По тогдашнему отчёту И.Ульянова, из 43 лиц мужского пола учился лишь один мальчик (2,3%), а число учащихся девочек было просто ничтожно – одна из 313 жительниц губернии (0,3%).  К 1885 году число учащихся выросло до 20805 человек, что составило 3,5% от населения региона. И это - лучший показатель в России?

      В соседней Казанской губернии количество народных школ было выше в несколько раз – 1238 училищ плюс 814 мектебов и медресе. Такого результата добился А.Износков - коллега И.Ульянова, работавший инспектором и директором народных училищ Казанской губернии в 1871-1889 г.г. И никто не называет его выдающимся педагогом и просветителем. Он просто хорошо выполнял свои должностные обязанности.

      Директор народных училищ И.Ишерский довёл к 1904 году количество учащихся в Симбирской губернии до 56477 человек, но по  показателю образования (число учащихся на 100 жителей) она и тогда считалась одной из отсталых в России. Так что, в числе первых в 19 веке мы никогда не были. В 1897 году, к примеру, по числу учащихся занимали среди всех губерний лишь 36-е место.

       Миф №5: по инициативе и при поддержке И.Ульянова в Симбирске открылась чувашская школа. «Весь чувашский народ гордится тем, что выдающийся просветитель Иван Яковлевич Яковлев был учеником и близким другом Ульянова…», - говорится в вышеупомянутом обращении. А вот М.Субина, заведующая Квартирой-музеем В.Ленина, даже сообщила в одной из местных газет, что Ульянов «помог получить образование первому чувашу-педагогу Ивану Яковлеву».   

                  Всё было совсем не так. В действительности И.Яковлев и стал гимназистом, и создал чувашскую школу, и поступил в университет исключительно благодаря поддержке И.Вишневского. Они познакомились ещё в марте 1867-го, когда при личной встрече Вишневский, работавший одновременно и директором Симбирской мужской классической гимназии, пообещал Яковлеву походатайствовать в Казанском учебном округе о поступлении его в пятый класс гимназии без оплаты за обучение, и сдержал слово. В 1868-ом гимназист Яковлев обратился к Вишневскому с идеей создания чувашской школы, и директор народных училищ инициативу поддержал, ведь это был и его родной язык. Наедине они разговаривали друг с другом по-чувашски. 

                    Окончив в 1870 году с золотой медалью гимназию, Яковлев вновь написал директору народных училищ Вишневскому прошение – на этот раз о помощи в поступлении в Казанский университет и выделении стипендии на обучение.  Попечитель Казанского учебного округа П.Шестаков, направляя руководству университета ходатайство, писал: «Действительный статский советник Вишневский, доводя до моего сведения, просит о пособии Яковлеву в университет, как достойнейшему и как инородцу, достигшему собственными силами гимназического образования, для поощрения к этому других». В результате его и в университет приняли, и стипендию дали, что было тогда исключительным случаем. 

                     В тот год Яковлев в докладной записке на имя директора народных училищ Вишневского изложил первую программу своей просветительской деятельности. А уезжая учиться в Казань, просил поддержать в его отсутствие чувашскую школу материально и морально. Осенью 1870 года в Симбирск с ревизией приехал Шестаков, и Вишневский представил ему чувашских учеников, объяснив идею Яковлева. Ознакомившись с положением школы, Шестаков вскоре исходатайствовал для неё постоянное денежное пособие из средств Министерства просвещения. Благодаря стараниям Вишневского, чувашская школа с 1871 года начала своё официальное существование. И вплоть до 1874 года, когда Иван Васильевич оставил пост директора народных училищ Симбирской губернии, он принимал в судьбе школы И.Яковлева самое деятельное участие.

                      Ульянов же по поручению Вишневского подбирал учителей для чувашской школы, подыскивал подходящее помещение, выделял книги и учебные пособия, искал средства на её развитие. И вообще директор Вишневский и инспектор Ульянов работали вместе пять лет слаженно, их взгляды на развитие народного образования в основном совпадали.

          Миф №6: симбирское общество высоко ценило выдающиеся заслуги Ульянова в развитии народного образования. Это не совсем так. В последние годы Илья Николаевич конфликтовал с Сызранским земством, заявлявшим, что в народных школах губернии «не всё так благополучно, как рисуют нам в отчётах».  Министерство просвещения несколько раз затягивало решение об оставлении Ульянова на службе. А после его неожиданной кончины журнал министерства отказался печатать некролог. Об этом горько писать, но Симбирская городская дума, в которую обратились с предложением отслужить в Доме городского общества панихиду и возложить венок от городского общества на могилу Ульянова, уклонилась от обсуждения и передала решение вопроса в городскую управу. Там споры шли полтора месяца (!), после чего в панихиде и венке отказали и решили лишь «выразить письменно вдове покойного соболезнование».

          А вот Ивану Вишневскому, когда он в возрасте 66 лет вышел в отставку,  симбиряне оказали большие почести. Педагогическими коллективами, городской общественностью и купечеством в честь него было устроено три больших прощальных обеда. А самой дорогой наградой для него стало присвоение звания почётного гражданина города Симбирска. Но после революции по решению большевиков могилу Вишневского на Покровском кладбище вместе с сотнями других усопших сровняли с землёй. На бывшем дворянском кладбище остался лишь надгробный памятник И.Ульянова.

                      В Чувашии Вишневского уже давно оценили по достоинству. В изданных там статьях, книгах и энциклопедиях отмечается, что заслуги Ивана Васильевича в развитии народного образования в Поволжье, оказании помощи И.Яковлеву в получении гимназического и университетского образования, основании Симбирской чувашской учительской школы не могут быть преданы забвению. Увы, память жителей Ульяновска благодарной не назовёшь. Даже в Ульяновской-Симбирской энциклопедии на хотя бы небольшую статью о Вишневском места не нашлось. И Ивану Ишерскому не ставят памятников, не называют выдающимся педагогом и просветителем, хотя он проработал инспектором и директором народных училищ 32 года – почти вдвое дольше Ульянова.

        У нас в Ульяновске даже музей называется «Народное образование Симбирской губернии в 70-80-х г.г. 19 века». Чтобы о Вишневском и Ишерском – вскользь, а об Ульянове – во всех подробностях. Потому что в сравнении реальных заслуг этих трёх директоров Илья Николаевич, увы, не выглядит лидером. Хотя Вишневский, Ульянов и Ишерский, все трое, я уверен, - это Маркс, Энгельс и Ленин симбирского просвещения. Но фамилией Ульянова назвали наш город,  а Вишневского с Ишерским предали забвению. Уважаемые чувашские академики, краеведы и преподаватели, это, по-вашему, справедливо?

      Кто-то опять обвинит меня в тенденциозности. Но вот мнение В.Воробьёва, одного из самых авторитетных исследователей народного образования нашего края: «История народного просвещения Симбирской губернии изучена довольно слабо и односторонне. Наиболее полно рассмотрена лишь деятельность И.Н.Ульянова». Такой подход - разве не тенденциозность? Я-то хоть старался показать всё в сравнении…

    Илья Николаевич был в жизни добропорядочным и совестливым человеком, он действительно честно и самоотверженно трудился на ниве просвещения. Но если бы он узнал, что его авторитет спустя десятилетия будет держаться на хитрых уловках с цифрами и фактами, на забвении его коллег-педагогов, на причастности к рождению вождя пролетарской революции, он сгорел бы со стыда и отказался от возложенного на него бремени «выдающегося педагога и просветителя».

     Я не собирался писать обо всём этом, но противники возвращения Симбирска некорректно, на мой взгляд, использовали имя И.Ульянова для обоснования своей позиции. Потому что город наш переименован в честь В.Ульянова-Ленина, а не его отца. Или у вас другое мнение? Готов поспорить, мой адрес nikma56toz@mail.ru

                           Николай МАРЯНИН,

                           краевед.

 

 Статью, опубликованную в "Народной газете", с комментариями и бурной дискуссией, можно прочитать на сайте

http://ulpressa.ru/news/2009/10/10/article95609/

 

 

 

 

 

 

 



Источник: http://"Народная газета", 10 октября 2009 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: triozera16-56 (22.09.2010)
Просмотров: 7578 | Комментарии: 53 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 331 2 3 4 »
33 SmartWayImab  
0
http://smartway-ua.livejournal.com/283.html

32 sleshallortab  
0
WEDGE

31 real kigtropin,gensci jintropin,hygetropin,riptropin  
0
Sitting knee movement
Keep your spine straight, knees bent, sitting on your sciatic, feet flat on the floor, ankles and together, put your hands back to support.
Concentrate on your abdominal muscles, lower your legs to the left until they are about 6 feet from the ground position, keeping the ankles pressed http://www.bacteriostaticwater-no1.com/ - Kigtropin
together, shoulders forward. Roll your feet, but do not always leave the ground. 1 second, and then use your abdominal muscles slowly pull your leg up and then turned to the right. Do not put your knees directly to the side of the body, pay attention to control their actions. From one side to do it while doing a minute.
Lateral pressure campaign
XRkistroe
Register well with your body lying on the floor with your legs straight. Place your right forearm around his waist, put his right
hand on the left. Place your left hand behind your head, left elbow pointing toward the ceiling. The simple version: Do not lift the leg, just lift your upper body.
Use your left deltoid oblique (instead of his right arm), reduce your belly and your left shoulder off the ground about 2-3 feet, and put his left leg lifted about 12 feet, to maintain this action 2 seconds after slowly return to its initial position.
The beginning of the right side, left to 8.5 times. Slowly increased to 12 to 15 times on each side. Each do 1-2 groups, each minute of rest between them.

Before you become overly concerned about "bird flu," there are a few important facts you need to know about this disease.

"Bird flu" is not the same thing as human pandemic flu. "Bird flu"-H5N1 highly pathogenic Asian avian influenza-is a severe disease of birds. All the people known to have gotten it had close contact with infected birds, mostly in rural villages http://www.bacteriostaticwater-no1.com/index.php?route=product/product&path=62&product_id=55/ - Kigtropin in Asia. Where there is no close contact with infected birds, there's no human disease.

More good news: The food supply is protected. The poultry industry and the U.S.

government take Asian avian influenza very seriously because it can threaten commercial poultry. It's spread by migratory birds, so the federal government monitors wild birds in areas where there could be contact with Asian birds.

30 фамилии расшифровка  
0
http://fam.azzah.ru/bad.php?f=%D1%E0%E7%E0%ED%EE%E2 - фамилия Сазанов

29 real kigtropin,gensci jintropin,hygetropin,riptropin  
0
Sitting knee movement
Keep your spine straight, knees bent, sitting on your sciatic, feet flat on http://www.real-kigtropin.com/ - igtropin the floor, ankles and together, put your hands back to support.
Concentrate on your abdominal muscles, lower your legs to the left until they are about 6 feet from the ground position, keeping the ankles pressed
together, shoulders forward. Roll your feet, but do not always leave the ground. 1 second, and then use your abdominal muscles slowly pull your leg up and then turned to the right. Do not put your knees directly to the side of the body, pay attention to control their actions. From one side to do it while doing a minute.
Lateral pressure campaign
XRkistroe
Register well with your body lying on the floor with your legs straight. Place your right forearm around his waist, put his right
hand on the left. Place your left hand behind your head, left elbow pointing toward the ceiling. The simple version: Do not lift the leg, just lift your upper body.
Use your left deltoid oblique (instead of his right arm), reduce your belly and your left shoulder off the ground about 2-3 feet, and put his left leg lifted about 12 feet, to maintain this action 2 seconds after slowly return to its initial position.
The beginning of the right side, left to 8.5 times. Slowly increased to 12 to 15 times on each side. Each do 1-2 groups, each minute of rest between them.

Before you become overly concerned about "bird flu," there are a few important facts you need to know about this disease.

"Bird flu" is not the same thing as human pandemic flu. "Bird flu"-H5N1 highly pathogenic Asian avian influenza-is a severe disease of birds. All the people known to have gotten it had close contact with infected birds, mostly in rural villages in Asia. Where there is no close contact with infected birds, there's no human disease.

More good news: The food supply is protected. The poultry industry and the U.S.

government take Asian avian influenza very seriously because it can threaten commercial poultry. It's spread by migratory birds, so the federal government monitors wild birds in areas where there could be contact with Asian birds.

28 продать орехи  
0
Только не смейтесь, у тетки в этот раз абалденный урожай кабачков на участке уродился, ненавижу эти фермеры, три мешка на балконе стоят, девать уже некуда, только продать осталось, а то сгниют нафиг но на базар я сними естественно не попрусь, нашел тут где можно спихнуть http://fermertorg.net/ пару мешков уже там продал, а вот что с оставшимся делать, а то охота побыстрее избавиться посоветуйте кто знает есть ли еще похожий сайтик где можно объяву разместить.

27 значения популярных фамилий  
0
http://fam.azzah.ru/good.php?f=%D3%E3%EE%EB%FC%ED%E8%EA%EE%E2 - угольников значение фамилии

26 AANatStorm  
0
The Hayduke Silencer Book pdf download George Hayduke

25 leneBlookes  
0
SEO

24 niguimminnere  
0
обнаружил ссылка: http://srub-dizain.ru/pilomaterial - цены от производителя на пиломатериалы оптом
и решил я строить дом! Меня как раз интересовал погонажный профилированный брус. Короче перешёл я туда и поехал на их завод! Там конечно всё организовано сделано и профилированный брус камерной сушки трудно купить. Всему данному действию сопутствовала тяжёлая навигация ресурса, которую быстро обнаружил.Очень хорошо конечно то, что это завод изготовитель – но шаблон сайта стрёмный.

1-10 11-20 21-30 31-33
Имя *:
Email *:
Код *: