Мифы просвещения
Недавно
со страниц одной из газет к властям региона обратились чувашские академики,
краеведы, бывшие преподаватели и выпускники педагогического училища им. Яковлева.
Они просят не торопиться с возвращением названия Симбирск. «Многие жители
города считают, - говорится в обращении, - что имя Ульяновск надо сохранить не
только потому, что это родина В. И. Ленина. Ведь его отец, Илья Николаевич
Ульянов, - выдающийся просветитель. Он сыграл в этой истории свою роль. Неужели
такая известная семья не достойна оставить след в российской истории?»
Про
Александра Ульянова из этой же семьи авторы послания умолчали – террористы в наше время не в почёте. А вот ссылаться
на Илью Николаевича стало уже привычным. Хотя если заглянуть в составленный
накануне революции «Словарь деятелей Симбирской губернии, чем-либо выделившихся
из общего уровня повседневной жизни», И.Ульянова мы там не найдём. Между тем, словарь
содержит 390 персоналий, среди которых около 50 представителей народного
образования. И среди них есть двое коллег Ульянова, которые, на мой взгляд,
сыграли в развитии просвещения Симбирской губернии даже более выдающуюся роль.
Это Иван Васильевич Вишневский, который был директором Симбирских народных
училищ до Ульянова, и Иван Владимирович Ишерский, занявший этот пост сразу
после Ильи Николаевича. Но их фамилии, к сожалению, многие годы были преданы
забвению, а часть заслуг приписана И.Ульянову. И вообще в советское время об
Илье Николаевиче было создано немало мифов, которые
живут до сих пор.
Миф №1: Илья Николаевич Ульянов был первым руководителем народного образования
Симбирской губернии. Это неправда. Ещё в феврале 1860 года директором училищ Симбирской
губернии был назначен Иван Вишневский. В 1864-ом правительство утвердило
«Положение о начальных народных училищах», реализация которого в Симбирской
губернии легла на плечи Вишневского, ставшего с этих пор директором народных
училищ. Он проработал в этой должности 14 лет, в течение пяти из которых в его
подчинении трудился инспектор Ульянов. В 1874 году И.Вишневский по возрасту
(ему было уже за 60) оставил пост директора народных училищ, а И.Ульянов был назначен
на его место.
Миф
№2: в 1869 году, когда Ульянов
приехал в Симбирск, в губернии насчитывалось 89 народных училищ. И снова неправда:
по отчёту самого Ильи Николаевича за 1869 год, в губернии числилось 462
народных училища, такое наследство досталось ему от Ивана Вишневского (директор
поручил Ульянову заниматься сельскими школами и городскими приходскими
училищами). А 89 – это только число хорошо организованных школ. О существовании
ещё 373 училищ - средне организованных и плохо организованных – предпочитали
умалчивать. Цифра 89 до сих пор встречается и в статьях докторов наук, и даже в
тестах по краеведению, разработанных Ульяновским педагогическим университетом
им.И.Н.Ульянова.
Миф
№3: Илья Николаевич за 16 лет
педагогической деятельности открыл в Симбирской
губернии сотни новых школ. На самом деле в 1879 году, через 10 лет
работы, в отчёте Ильи Николаевича числится 425 училищ – на 37 меньше, чем было!
А в 1885 году, по последнему отчёту Ульянова, училищ этих стало 434. То есть,
за 16 лет работы Ильи Николаевича их количество в губернии сократилось на 28. Конечно,
новые школы при Ульянове открывались, но закрывалось их при этом ещё больше.
А вот при Иване Ишерском, сменившем
И.Ульянова на посту директора народных училищ в 1886 году, количество школ
действительно значительно выросло. К 1904 году их общее число составило 1099 – в
2,5 раза больше! У Ишерского, в отличие
от Ульянова, не было боязни, что церковно-приходские школы вытеснят и заменят
народные училища, и он всячески способствовал их открытию. В 1884 году таких
школ в губернии было всего 8, а к 1906 году выросло до более 500. В заслугу И.Ульянову ставится создание за 11
лет директорства 7 образцовых сельских училищ губернии, которые открывались в
собственных новых помещениях, оборудовались хорошей мебелью, лучшими учебниками
и пособиями. А тот же И.Ишерский к 1904 году довёл количество образцовых училищ
до 111, то есть в среднем открывал по 5-6 таких школ ежегодно.
Миф
№4: Симбирская губерния по
грамотности населения в 1860-х годах занимала одно из последних мест, а Ульянов
поставил народное образование в ней на одно из первых мест в России.
Посмотрим статистику. В 1869 году в Симбирской губернии числилось 10564
учащихся с начальным образованием, в 1879-ом их стало 15561. По тогдашнему
отчёту И.Ульянова, из 43 лиц мужского пола учился лишь один мальчик (2,3%), а
число учащихся девочек было просто ничтожно – одна из 313 жительниц губернии (0,3%).
К 1885 году число учащихся выросло до
20805 человек, что составило 3,5% от населения региона. И это - лучший
показатель в России?
В соседней Казанской губернии количество
народных школ было выше в несколько раз – 1238 училищ плюс 814 мектебов и
медресе. Такого результата добился А.Износков - коллега И.Ульянова, работавший
инспектором и директором народных училищ Казанской губернии в 1871-1889 г.г. И никто не называет
его выдающимся педагогом и просветителем. Он просто хорошо выполнял свои
должностные обязанности.
Директор народных училищ И.Ишерский довёл
к 1904 году количество учащихся в Симбирской губернии до 56477 человек, но по показателю образования (число учащихся на 100
жителей) она и тогда считалась одной из отсталых в России. Так что, в числе
первых в 19 веке мы никогда не были. В 1897 году, к примеру, по числу учащихся
занимали среди всех губерний лишь 36-е место.
Миф
№5: по инициативе и при поддержке И.Ульянова в Симбирске открылась чувашская
школа. «Весь чувашский народ гордится тем, что выдающийся просветитель Иван
Яковлевич Яковлев был учеником и близким другом Ульянова…», - говорится в
вышеупомянутом обращении. А вот М.Субина, заведующая Квартирой-музеем В.Ленина,
даже сообщила в одной из местных газет, что Ульянов «помог получить образование
первому чувашу-педагогу Ивану Яковлеву».
Всё
было совсем не так. В действительности И.Яковлев и стал гимназистом, и создал
чувашскую школу, и поступил в университет исключительно благодаря поддержке И.Вишневского.
Они познакомились
ещё в марте 1867-го, когда при личной встрече Вишневский, работавший
одновременно и директором Симбирской мужской классической гимназии, пообещал
Яковлеву походатайствовать в Казанском учебном округе о поступлении его в пятый
класс гимназии без оплаты за обучение, и сдержал слово. В 1868-ом
гимназист Яковлев обратился к Вишневскому с идеей создания чувашской школы, и
директор народных
училищ инициативу поддержал, ведь это был и его родной язык. Наедине они
разговаривали друг с другом по-чувашски.
Окончив в 1870 году с
золотой медалью гимназию, Яковлев вновь написал директору народных училищ Вишневскому
прошение – на этот раз о помощи в поступлении в Казанский университет и
выделении стипендии на обучение.
Попечитель Казанского учебного округа П.Шестаков, направляя руководству
университета ходатайство, писал: «Действительный статский советник
Вишневский, доводя до моего сведения, просит о пособии Яковлеву в университет,
как достойнейшему и как инородцу, достигшему собственными силами гимназического
образования, для поощрения к этому других». В результате его и в университет
приняли, и стипендию дали, что было тогда исключительным случаем.
В
тот год Яковлев в
докладной записке на имя директора народных училищ Вишневского изложил первую
программу своей просветительской деятельности. А уезжая учиться в Казань,
просил поддержать в его отсутствие чувашскую школу материально и морально.
Осенью 1870 года в Симбирск с ревизией приехал Шестаков, и Вишневский
представил ему чувашских учеников, объяснив идею Яковлева. Ознакомившись с
положением школы, Шестаков вскоре исходатайствовал для неё постоянное денежное
пособие из средств Министерства просвещения. Благодаря стараниям Вишневского,
чувашская школа с 1871 года начала своё официальное существование. И вплоть до
1874 года, когда Иван Васильевич оставил пост директора народных училищ
Симбирской губернии, он принимал в судьбе школы И.Яковлева самое деятельное
участие.
Ульянов же по поручению
Вишневского подбирал учителей для чувашской школы, подыскивал подходящее
помещение, выделял книги и учебные пособия, искал средства на её развитие. И
вообще директор Вишневский и инспектор Ульянов работали вместе пять лет
слаженно, их взгляды на развитие народного образования в основном совпадали.
Миф
№6: симбирское общество высоко ценило выдающиеся заслуги Ульянова в развитии
народного образования. Это не совсем так. В последние годы Илья Николаевич конфликтовал с Сызранским
земством, заявлявшим, что в народных школах губернии «не всё так благополучно,
как рисуют нам в отчётах». Министерство
просвещения несколько раз затягивало решение об оставлении Ульянова на службе.
А после его неожиданной кончины журнал министерства отказался печатать
некролог. Об этом горько писать, но Симбирская городская дума, в которую
обратились с предложением отслужить в Доме городского общества панихиду и
возложить венок от городского общества на могилу Ульянова, уклонилась от
обсуждения и передала решение вопроса в городскую управу. Там споры шли полтора
месяца (!), после чего в панихиде и венке отказали и решили лишь «выразить
письменно вдове покойного соболезнование».
А вот Ивану Вишневскому, когда он в возрасте 66 лет вышел в
отставку, симбиряне оказали большие
почести. Педагогическими коллективами, городской общественностью и купечеством
в честь него было устроено три больших прощальных обеда. А самой дорогой
наградой для него стало присвоение звания почётного гражданина города
Симбирска. Но после революции по решению большевиков могилу Вишневского на Покровском
кладбище вместе с сотнями других усопших сровняли с землёй. На бывшем
дворянском кладбище остался лишь надгробный памятник И.Ульянова.
В Чувашии Вишневского уже давно
оценили по достоинству. В изданных там статьях, книгах и энциклопедиях
отмечается, что заслуги Ивана Васильевича в развитии народного образования в
Поволжье, оказании помощи И.Яковлеву в получении гимназического и
университетского образования, основании Симбирской чувашской учительской школы
не могут быть преданы забвению. Увы, память жителей Ульяновска благодарной не
назовёшь. Даже в Ульяновской-Симбирской энциклопедии на хотя бы небольшую
статью о Вишневском места не нашлось. И Ивану Ишерскому не ставят
памятников, не называют выдающимся педагогом и просветителем, хотя он
проработал инспектором и директором народных училищ 32 года – почти вдвое
дольше Ульянова.
У
нас в Ульяновске даже музей называется «Народное образование Симбирской
губернии в 70-80-х г.г. 19 века». Чтобы о Вишневском и Ишерском – вскользь, а
об Ульянове – во всех подробностях. Потому что в сравнении реальных заслуг этих
трёх директоров Илья Николаевич, увы, не выглядит лидером. Хотя Вишневский,
Ульянов и Ишерский, все трое, я уверен, - это Маркс, Энгельс и Ленин
симбирского просвещения. Но фамилией Ульянова назвали наш город, а Вишневского с Ишерским предали забвению.
Уважаемые чувашские академики, краеведы и преподаватели, это, по-вашему,
справедливо?
Кто-то опять обвинит меня в
тенденциозности. Но вот мнение В.Воробьёва, одного из самых авторитетных
исследователей народного образования нашего края: «История народного
просвещения Симбирской губернии изучена довольно слабо и односторонне. Наиболее
полно рассмотрена лишь деятельность И.Н.Ульянова». Такой подход - разве не
тенденциозность? Я-то хоть старался показать всё в сравнении…
Илья Николаевич был в жизни добропорядочным
и совестливым человеком, он действительно честно и самоотверженно трудился на
ниве просвещения. Но если бы он узнал, что его авторитет спустя десятилетия
будет держаться на хитрых уловках с цифрами и фактами, на забвении его
коллег-педагогов, на причастности к рождению вождя пролетарской революции, он
сгорел бы со стыда и отказался от возложенного на него бремени «выдающегося
педагога и просветителя».
Я не собирался писать обо всём этом, но противники
возвращения Симбирска некорректно, на мой взгляд, использовали имя И.Ульянова
для обоснования своей позиции. Потому что город наш переименован в честь
В.Ульянова-Ленина, а не его отца. Или у вас другое мнение? Готов поспорить, мой
адрес nikma56toz@mail.ru
Николай МАРЯНИН,
краевед.
Статью, опубликованную в "Народной газете", с комментариями и бурной дискуссией, можно прочитать на сайте
http://ulpressa.ru/news/2009/10/10/article95609/
Источник: http://"Народная газета", 10 октября 2009 г. |