Сквозь пелену истории…
Вот
такой вид и сегодня открывается из окна моего родного дома в селе Три Озера. Я
много раз завороженно смотрел на эти деревья, озеро, церковь, убегающие вдаль
улицы и представлял, что было здесь сто, двести, пятьсот, тысячу лет назад. И
вдруг – картинка из прошлого, затерявшаяся в казанских архивах. Как будто я
вновь выглянул в окно и увидел на берегу шатер царя Волжской Булгарии,
посольство из Багдада, церемонию принятия ислама, ставку хана Батыя, пролетку
поэта Пушкина, дом помещика Молоствова, знакомого с Жуковским и Гете,
двухэтажную больницу, в которой я появился на свет. Как много может вместить
всего лишь один клочок земли, если взглянуть на него сквозь непроницаемую
пелену истории…
В собрании Государственного музея
изобразительных искусств Татарстана хранится акварельный пейзаж Л.Д.Крюкова «Поместье П.Л.Молоствова в селе
Три Озера». По этой картине можно представить, каким было родное село 170 лет
назад, во времена А.С.Пушкина. Ведь написан пейзаж, по данным искусствоведов, в
1830-е годы. И это, видимо, единственное сохранившееся изображение села Три
Озера того времени, за что благодарность великую надо сказать музейным сотрудникам.
Автор картины Лев Дмитриевич Крюков
родился в 1783 году в Симбирской губернии, в семье крепостного крестьянина.
Увлечение живописью привело к тому, что в 1807 году в 24-летнем возрасте он был
принят преподавателем в только что
открывшийся Казанский университет. Здесь Лев Крюков и проработал всю оставшуюся жизнь до своей кончины в 1843
году. В Казани он был известен не только как педагог, но прежде всего как талантливый живописец и
гравер. Кисти Крюкова принадлежит галерея миниатюрных, но точных по передаче
сходства портретов представителей казанской интеллигенции своего времени.
Наиболее известны портреты ректора Казанского университета, математика
Н.Лобачевского, профессора К.Фукса, живописца И.Протопопова. Портрет Льва
Крюкова «Неизвестная» хранится сейчас в Историческом музее Москвы.
В 1820 году Крюков нарисовал
портрет Владимира Порфирьевича Молоствова – одного из владельцев села Три
Озера. Это был известный в России человек. Он участвовал в Отечественной войне
1812 года и Русско-турецкой войне, был атаманом Оренбургского казачьего войска,
военным губернатором Воронежа, сенатором. В одной из служебных
командировок в Казань он и позировал
художнику Л.Крюкову.
Возможно, именно В.П.Молоствов
стал инициатором приглашения Л.Д.Крюкова в 1830-х годах в Три Озера для
написания сельского пейзажа с помещичьей усадьбой. В те годы в поместье
заправляли делами его родные братья – Модест Порфирьевич и Орест Порфирьевич
Молоствовы. Все трое унаследовали Три Озера от отца – Порфирия Львовича
Молоствова, которому Три Озера также достались по наследству. Он был
предводителем дворян Казанской губернии, занимался народной медициной и даже
издал трехтомник о лечении травами. Но в 1830-х годах Порфирия Львовича уже не
было в живых, он скончался в 1808 году.
И первоначальное название нарисованного Л.Крюковым пейзажа (оно написано
карандашом на обратной стороне картины) поэтому было таким: «Поместье
Молоствовых в селе «Три Озера». И это название точнее и правильнее. Любопытно,
что название села «Три Озера» взято в кавычки, как неофициальное. Потому что в
начале 19 века оно на картах и в документах значилось как Рождественское (по
наименованию церкви).
Модест Порфирьевич Молоствов был
известным конезаводчиком. Одним из первых в России он профессионально занялся
племенным коневодством. С 1836 года являлся предводителем дворянства Cпасского
уезда. Скончался он в 1845 году и был похоронен на родовом некрополе в Трех
Озерах около Христо-Рождественской церкви. Здесь же была могила отца - Порфирия
Львовича, на которой стояла гранитная колонна с
надписью:
«Мир праху твоему, почтенный Молоствов». А в 1883 году в некрополе у Чистого
озера была похоронена правнучка генералиссимуса Александра Суворова – княжна Италийская, графиня Любовь
Александровна Суворова-Рымникская, жена Владимира Владимировича Молоствова –
сына Владимира Порфирьевича.
Это родовое кладбище разграбили
после революции трехозерские мародеры. Еще в 60-х годах 20 века не помнящие
родства Иваны продолжали вытаскивать из склепов оставшиеся там скелеты в
генеральских мундирах, черепами пугали по ночам односельчан. Сегодня лишь
несколько обломков могильных плит напоминают о некрополе. Сохранился в том
числе и камень с могилы Модеста Порфирьевича Молоствова – он валяется в крапиве
около церкви у Чистого озера, где так любит купаться местная молодежь.
Но вернемся к пейзажу Л.Крюкова.
На нем изображен вид на озеро, который открывается с Атманок (так называлась
раньше крайняя к Волге улица села, ныне именуемая Садовой). Художник, судя по
обзору, расположился в центре улицы, примерно там, где стоит мой родной дом и
где живет сегодня моя мама –Прасковья Ивановна Марянина. Получился как бы вид
из окна, переместившийся во времени на 170 лет назад. В середине Атманского
озера изображен достаточно длинный островок, а вокруг него – несколько заросших
болотной травой кочек. Старожилы рассказывали мне, что такие кочки плавали по
озеру еще в начале 20 века. Позже их убрали, когда проводили работы по
расчистке дна. Атманское озеро, видимо, и в те далекие времена не было
глубоким, ведь на картине ясно видно, что жители села плавали на лодках,
отталкиваясь от дна шестами.
На переднем плане справа
изображен зеленый мысок, который существует и поныне. Там, где стоят люди,
сейчас находится небольшая березовая рощица, посаженная участниками
трехозерского ансамбля «Славяне». Слева крестьянин тащит на спине мешок с
зерном. Здание, к которому ведет земляная насыпь – это, видимо, край мельницы.
Старожилы вспоминают, что мельница действительно стояла некогда на берегу
Атманского озера в месте впадения в него Сухой реки. Сейчас Сухая река – это
небольшой ручей, текущий несколько дней в году во время весеннего половодья. А
в 18 веке к нему добавлялась и талая вода из оврага, идущего от озерца Козиха
на северной окраине села, что позволяло мельнице работать значительное время,
пока Сухая река не пересыхала. Сейчас часть этого оврага перепахана под
огороды.
Слева и справа от озера идут
ровные ряды крестьянских домов (сегодня это улицы Школьная и Почтовая). От
некоторых из них к озеру спускаются огороды, что сохранилось и поныне. На
другом берегу изображена Христо-Рождественская церковь. Основное ее здание с
куполом чуть видно из-за высокой колокольни с деревянными воротами. За церковью
художник нарисовал голубую ленточку Чистого озера (на черно-белой копии она
неразличима).
Наконец, справа от церкви
расположена усадьба помещиков Молоствовых. Надо отметить, что это самая высокая
точка Трех Озер, и вероятнее всего, именно на этом месте тысячу лет назад
стояли шатры летней ставки царя Волжской Булгарии. Видимо, здесь, между
Атманским и Чистым озерами, булгары в 922 году принимали посольство из Багдада
и провозгласили ислам официальной религией древнего поволжского государства.
Возможно также, что после завоевания Волжской Булгарии и Восточной Европы
монголо-татарами здесь в течение нескольких лет находилась и временная ставка
хана Батыя. Ведь известно, что с 1242 по 1246 год, пока в устье Волги строилась
столица Золотой Орды – город Сарай-Бату, сам монгольский хан жил в походном
дворце и кочевал между Камой, Волгой и Северным Кавказом. Зимовал он в районе
нынешнего Пятигорска, а часть весны и все лето проводил в окрестностях города
Булгара, где была ставка наместника великого хана. И вполне логично было бы использовать для
этого уже имеющуюся летнюю ставку булгарских правителей на берегах трех озер.
По сведениям русских летописей, во временную ставку для получения от хана Батыя
ярлыков на право княжения приезжали русские, булгарские, армянские правители и
князья из других земель
Известно также, что новое
государство не называлось в те далекие времена Золотой Ордой – это название
утвердилось в исследованиях ученых лишь несколько веков спустя. А Золотая Орда
во времена Батыя означала только лишь место ставки хана. Поэтому первой Золотой
Ордой, на мой взгляд, и была временная ставка Батыя у трех озер.
Помещики Молоствовы могли не
знать ничего этого, когда выбирали место для постройки своей усадьбы.
Двухэтажный барский дом просто поставили на самом удобном и возвышенном месте.
Справа от него на картине видны надворные постройки, в том числе длинное здание
конюшни. После революции в конюшне этой новая власть устроила сельский клуб.
Кинофильмы здесь показывали вплоть до 80-х годов, и лишь несколько лет назад
здание разрушилось.
У барского дома тоже своя
история. В советские времена здесь
устроили сельскую больницу, в которой родились многие трехозерцы, в том числе и
я. В конце 50-х здание развалилось, и на этом месте сейчас лишь заросший
бурьяном пустырь с остатками фундамента бывшего дома Молоствовых. Чуть левее
сегодня расположены детский сад и
водокачка, а помещичий парк так разросся, что за деревьями почти уже не видна
церковь.
Осталось сказать, что пейзаж
нарисован, вероятно, в июле-августе (судя по тому, что крестьяне возят зерно на
мельницу) в жаркий полдень (тени указывают на север). А сами изображенные на
переднем плане люди – это, видимо, помещик Молоствов со своим управляющим, а на
берегу озера – его крестьянин разговаривает с кучером барской пролетки,
запряженной парой лошадей.
Хотя у меня на этот счет есть
еще одна, на первый взгляд, совершенно невероятная версия. Картина, напомню,
создана в 1830-х годах. Точная дата не известна, зато известно, что в 1833 году
через Спасский уезд (Измери, Спасск, Болгары, Комаровку) проезжал по пути из
Казани в Симбирск Александр Пушкин. Почти целые сутки находился он между Камой
и Волгой в наших краях. Где был, с кем встречался – история умалчивает. Могли
ли Молоствовы, тогдашние хозяева уезда, пригласить его посетить Три Озера? Если
учесть, что власти по пути следования видели в Пушкине прежде всего не поэта, а
крупного государственного чиновника, приближенного к императору, то это вполне
возможно. К тому же, Владимир Порфирьевич слыл известным поклонником и
ценителем поэзии. Достаточно сказать, что шафером на его свадьбе (т.е.
человеком, который держал венец над головой жениха при венчании в церкви) был
поэт Василий Андреевич Жуковский, а когда В.П.Молствов жил в Германии, водил
знакомство с самим Иоганном Вольфгангом Гёте. Почему бы ему не познакомиться и
с Пушкиным?
Кроме того, царскосельским
приятелем А.С.Пушкина был Памфамир Христофорович Молоствов – двоюродный брат
трехозерских помещиков Владимира, Модеста и Ореста Молоствовых. Сам Памфамир
был родом из села Никольское, где на средства его отца Христофора Львовича
Молоствова построена церковь во имя Казанской Божьей Матери, и наверняка не раз
бывал в Трех Озерах у своих братьев. Во время приезда Пушкина Памфамира
Христофоровича уже не было в живых, он умер в 1828 году. Но на предложение
встретиться и пообщаться с его близкими родственниками поэт вряд ли смог бы
отказаться.
Это всего лишь мои
предположения. Но облик человека в цилиндре и с тростью на пейзаже Л.Крюкова уж
очень схож с описанием А.Пушкина в том путешествии по Волге. Рядом стоит его
камердинер, а на конной пролетке – кучер, который привез их в Три Озера. Может
быть, Молоствовы, когда заказывали картину, попросили художника запечатлеть
именно момент посещения поэтом их родового поместья?..
Мы, к сожалению, почти не
знаем собственную историю. Мы уничтожили родословную земли, на которой живем.
Пришла пора всем вернуться с войны, если мы не хотим, чтобы и наши скелеты
выбросили когда-нибудь из могил неблагодарные потомки. И некрополь Молоствовых
у церкви в Трех Озерах пора привести в божеский вид, проявить человеческое
милосердие, сделать ставку не на сиюминутную жизнь, а на вечность. Иначе эти
могильные камни так и будут зиять из жгучей крапивы немым укором всем нам.
Николай МАРЯНИН.
2002 год.
На снимке: акварельный пейзаж Л.Д.Крюкова «Поместье П.Л.Молоствова в селе
Три Озера». 1830-е г.г.
Источник: http://Газета "Новая жизнь", 19 ноября 2002 г. |