Булгар во мраке
неизвестности
1 августа 1840 года в
Санкт-Петербург из канцелярии казанского военного губернатора Степана
Степановича Стрекалова поступили «Сведения о памятниках древности, находящихся
в Казанской губернии». В частности, три рукописных раздела записки были
посвящены Волжской Булгарии - «Очерк истории Волжских Булгар», «История
Булгара» и «Село Булгары и развалины, в нём находящиеся». Наряду с известными
фактами здесь были приведены и новые любопытные свидетельства о булгарских
древностях и их исследовании. Министерство внутренних дел России ещё в 1837
году потребовало от губернаторов предоставить точные и полные сведения о
«монастырях, церквах, замках, домах, водопроводах, мостах, развалинах стен,
остатках древних дорог и других памятниках древности, замечательных по своим
историческим событиям или по каким-либо другим важным происшествиям». К
составлению таких записок привлекались местные учёные и знатоки истории. Что же
сообщили они о достопримечательностях Спасского уезда Казанской губернии?
Древнейшая история волжских булгар, отмечалось
в записке, «покрыта мраком неизвестности», а татарские летописи «наполнены
одними только баснями». Основание Булгара в них приписывают Александру Македонскому,
«положившему ему начало в то время, когда он ходил в землю Мрака для отыскания
Источника жизни». А некоторые называют основателем Булгара «какого-то Касира,
Шаха Самаркандского, жившего 90 лет в христианской вере; дают ему в сыновья
греческого философа Сократа, которого вместе с Александром Великим женят в
Булгаре и заставляют пировать на своих свадьбах».
Приведено в записке и много достоверных фактов из истории Волжской
Булгарии, которые широко известны сегодня. О сочинении Ибн-Фадлана и принятии
волжскими булгарами ислама в 922 году, о покорении Волжской Булгарии монголами
в 1236-ом, о древнем сказании «Даситани
Аксак Темир», повествующем о Тамерлане, окончательно разрушившем Булгар во
время похода против хана Тохтамыша. «Однако Булгар существовал ещё некоторое
время и после этого события, как видно из монет, в нём чеканенных», -
сообщается в записке. А окончательно город был утрачен с падением Золотой Орды,
и дальнейшая судьба его неизвестна, «вероятно, потому, что в это время Казань
начала уже затмевать его славу, отчего он и не мог обращать на себя внимание
летописцев».
Авторам
записки казалось удивительным, что Булгар, расположенный в нескольких верстах
от Волги, имел в древности столь неудобное положение по отношению к воде,
которую местные жители брали из колодцев. Знаменитый учёный Паллас, посещавший
здешние развалины в 1768 году, считал невозможным, чтобы Волга, на берегу
которой все прежние путешественники помещали Булгар, переменила так далеко своё
течение. В то же время исследователи Свиньин и Эрдман утверждали, что именно здесь
раньше и текла Волга, «которая, по свидетельству некоторых восточных писателей
и одной татарской рукописи, чрез 54 года по завоевании города Тимуром приняла
другое направление». (Если имеется в виду Булат-Тимур, завоевавший Булгар в
1361 году, Волга сменила течение в 1415-ом, если же речь об Аксак-Тимуре, по
легендам захватившем Булгар в 1391 году, течение сменилось в 1445-ом). В
доказательство, что здесь было русло реки, приводится наличие поросшего мхом и
кустарником болота и покрытой озёрами низины у подножия горы, на которой
расположены Болгары. Сослались авторы записки и на показания многих местных старожилов,
что лет 40 назад (около 1800 года) разлив Волги достигал подошвы их горы, и к
ней даже могли приставать барки.
Такая
уверенность жителей, что село стояло на берегу реки, породило среди них и
другое предание, что под горой текла не Волга, а Бездна. Будто бы местные
помещики, чтобы пустить реку по своим владениям, дали Бездне другое
направление, и якобы даже теперь видно место, где её перегородили. По мнению
авторов записки, такая версия могла бы примирить Палласа с другими
путешественниками, которые маленькую Бездну просто не принимали во внимание и
потому помещали Болгары на берег огромной Волги. (При этом в записке совсем не
упомянули о речке Мелёнке, которая в действительности текла под горой и впадала
в волжскую протоку Чертык).
Далее
идёт подробное описание самого Болгарского городища, где во времена Палласа
находилось «до 44 каменных зданий, бывших ещё в значительной целости». К 1840
году уцелело немного: «некоторые из них ещё удержали свой прежний вид; от
других же не осталось ничего более, кроме бугров, ям и груды камней, поросших дёрном».
Отмечено, что развалины обнесены отчасти рассыпавшимся земляным валом, имеющим
в окружности около 7 вёрст, и рвом с наружной стороны до 3 саженей в глубину. С
южной стороны к валу примыкает небольшое укрепление неправильной
четырёхугольной формы, составляющее более версты по периметру и обнесённое
такими же валом и рвом. «Внутри этой площади, называемой Малым Городком, также
заметны следы зданий», - отмечается в записке.
Из
сохранившихся сооружений прежде всего представлен Большой минарет близ церкви
- «огромная башня, которая, будучи
пощажена более всего рукою времени, возвышается как единственный большой
мавзолей над прахом древней столицы булгарской». (Авторы и предположить не
могли, что уже через год, в 1841-ом, минарет рухнет, и эти его описания и
обмеры окажутся последними). Он представлял из себя квадратное основание со
стороной 2,5 сажени (5,33 м)
и высотой в 5 аршин (3,55 м),
восьмиугольный уступ на нём высотой 4 аршина (2,85 м) и круглый столб в 8
саженей вышины (17,07 м),
несколько суживающийся кверху и оканчивающийся отступом вышиной в 2,5 аршина (1,78 м). Полная высота
минарета составляла 11 саженей и 2,5 аршина (25,25 м). Два нижних яруса
обложены гладким камнем, отёсанным наподобие плит. Года три назад, сообщается в
записке (около 1837 г.),
на деньги двух богатых казанских татар минарет оштукатурили, а деревянную
конусообразную крышу покрыли железом. С боков крыши сделали три окна, а на
верхушке установили мусульманский символ – лунный серп. Тогда же вставили
недостающие камни в 72 ступеньки ведущей наверх винтообразной лестницы, на
которую можно было войти в полукруглую дверь с южной стороны. Минарет
«уклонился от перпендикулярного положения на четверть в восточную сторону», но
авторы записки не сомневались в его прочности и объяснили наклон башни отнюдь
не ветхостью, а лишь «неискусством строителей».
На
площадке перед минаретом сохранились основания четырёх башен с лестничными
ступенями, что позволило предположить, что «на этом месте был отдельный
укреплённый замок, обнесённый толстыми стенами». В записке он назван Ханской
мечетью - «догадку эту подтверждают приезжающие сюда из Казани магометанские
богомольцы и из отдалённых мест хивинцы, башкирцы, бухарцы и самые киргизцы,
обыкновенно совершающие тут богомолье». Дано подробное описание и церкви
Святого Николая, в которой в древности размещалась «кладовая, а не мечеть». У
неё круглая деревянная крыша, а внутри «до сих пор уцелели престол, жертвенник,
часть иконостаса и деревянный пол в алтаре». Церковь принадлежала монастырю, с
закрытием которого и богослужение в ней прекратилось. Монастырским погребом
служила и расположенная недалеко «другая четвероугольная палата, подобная
предыдущей».
Очень подробно описана Чёрная или Судная палата,
у которой «мрачная и угрюмая наружность», а один из этажей «служил тюрьмою». С
наружной её стороны видны следы пристроек, примыкающих к 1 и 2 ярусу здания. По
ним можно было предположить, что около восточной стены находились ещё три
квадратных комнаты, около южной - одна квадратная и две продолговатых, а около
западной - одна длинная комната. Белая палата в то время тоже достаточно хорошо
сохранилась и подробно описана в записке. А вот о её предназначении всё ещё шли
споры учёных. Паллас полагал, что здесь была мечеть, в подземных ходах под
которой «ставили тела умерших». Он также сравнивал это здание с древними
школами, находящимися в Ташкенте. В то же время Эрдман доказывал, что это была
баня. Свиньин же находил здание похожим на индийскую пагоду, построенную «в то
время, когда булгары исповедовали браминскую веру», а уже позже оно могло
сменить своё назначение и стать всё той же баней.
Малый
минарет «начал было уже разрушаться, но недавно пожертвованиями татар
исправлен, и принял красивую форму». Он тоже покрыт железной крышей, оканчивающейся шпилем с луной, а около
верхнего отступа сделаны перила. В высоту минарет вместе с полумесяцем
составлял около 9 саженей (19,2
м), а взойти на него можно было через узкую полукруглую
дверь с северной стороны по винтообразной лестнице, состоящей из 48 ступеней.
Описаны
ещё несколько полуразрушенных памятников, назначение которых исследователи пока не смогли определить. К
примеру, о Греческой палате сказано, что ещё Пётр Великий хотел иметь понятие о
фасаде этого здания, но никто не мог ему ничего сказать. «Стены этой палаты,
возвышавшиеся ещё аршина на два, составляют четвероугольник, имеющий в длину
около 6 сажен и до 5 в ширину», - сообщается в записке. А недалеко от подошвы
горы, на которой находится Болгарское городище, за болотом, «возвышается
довольно большой бугор с кучею камней, свидетельствующих, что и на этом месте
также находилось здание». Согласно местному преданию, тут стоял маяк.
Сообщается и о фундаменте Успенской церкви, в котором находилось много камней с
надгробными надписями, да и «пол этой церкви местами также выстлан ими». Содержание
этих надписей стало известно благодаря «попечению и любви к наукам бессмертного
преобразователя России Петра Великого», который приказал переписать их и
перевести.
«Несколько черепов и других
костей человеческих, изглоданных червями, рассеянных по полю вместе с
развалинами, напоминают, что в сих зданиях жили люди, которые были обуреваемы
теми же страстями, как и мы; так же как и мы совершали путь своей жизни…», -
пишут авторы записки. И поясняют, что человеческие кости рассеяны вокруг
городища на пространстве около 7 вёрст, поэтому лет 50 назад (около 1790 года)
здесь построили «очень выгодный Селитряный завод», перерабатывающий древние
останки.
В
завершение в записке перечислены знаменитые люди, в разное время посетившие
Болгарское городище. В первую очередь, Пётр I (1722 г.),
который «осмотрел это место и пожалел о постепенном разрушении Булгара», и
Екатерина II (1767 г.), которая
«полюбопытствовала видеть развалины Булгара, но по причине дурной погоды
осмотрела только часть их». Отмечена экспедиция академика Палласа (1768 г.), поместившего
описание здешних развалин в своём «Путешествии» по России, а также исследования
учёных Эрдмана, Свиньина, Френа, Фукса и других. Кроме того, в Болгарах
побывали государственный канцлер, граф
Николай Петрович Румянцев (1816 г.) и немецкий путешественник, барон
Александр Гумбольдт (1829 г.).
В 2005
году казанский историк Р.Хайрутдинов опубликовал записку губернатора
С.Стрекалова в журнале «Эхо веков». Сама же она хранится сегодня в архиве Института
истории материальной культуры РАН и является важным источником в изучении прошлого
нашего края, характеризующим уровень исторических познаний о Волжской Булгарии,
сложившийся к середине 19 века.
Николай МАРЯНИН,
краевед.
На иллюстрации: а
так выглядели Большой и Малый минареты в Болгарах до ремонта (рисунок с натуры сделал
Казанский губернский архитектор Александр Шмидт в 1827 году).
Источник: http://Газета "Новая жизнь", Июнь 2011 г. |